Вера Звонарева вышла в полуфинал Открытого чемпионата Австралии по теннису

Россиянка, вторая в мировом рейтинге - в четверке лучших ракеток на турнире "Большого шлема" в Мельбурне! И уже в четверг, Вера Звонарева сразится с бельгийкой Ким Клийстерс за право выступить в главном матче австралийского первенства.

Никогда раньше Звонарева не играла с тремя чешками подряд, причем каждая из встававших на пути Веры представительниц Чехии - левша. Но россиянка победила всех - и Люси Шафаржову, и Ивету Бенешову, и Петру Квитову. Последнюю чешку переиграла вчера в четвертьфинале - 6:2, 6:4. Несмотря на то, что Вера "пускала" вперед соперницу во втором сете, в целом Звонарева уверенно контролировала ход поединка. "Я старалась быть агрессивной, и это у меня получилось", - сказала после матча москвичка.

Бельгийка Ким Клийстерс, третья ракетка мира, обыграла, в свою очередь, польку Агнешку Радваньску - 6:3, 7:6 и вышла на Звонареву. В другом полуфинале лидер классификации WTA датчанка Каролин Возняцки будет пытаться проломить китайскую стенку - теннисистку из Поднебесной Ли На.

Говоря о результатах среды, нельзя не сказать об успехах россиянки Марии Кириленко. Отметив накануне день рождения - ей исполнилось 24 года, Маша делает себе подарок за подарком. Сначала вместе с белоруской Викторией Азаренко вышла в финал парного разряда, а потом - в дуэте с сербом Ненадом Зимоньичем - пробилась в полуфинал микста.

Но главное наше внимание - к матчу между Звонаревой и Клийстерс. 6:3 - с таким счетом по личным встречам вела до сегодняшнего дня бельгийка. Однако после своего возвращения в тур, "мама Ким" чаще проигрывала Вере. В прошлом году Звонарева победила бельгийку на Уимблдоне и на турнире в Монреале, потом Клийстерс вязала реванш на US Open, но в концовке сезона верх вновь одержала россиянка - на итоговом чемпионате в Дохе.

В среду после своего матча Ким выглядела очень уставшей. В интервью Матсу Виландеру, знаменитому шведу, который работает телекомментатором, она рассказала: "Я вынуждена лечить ногу - прохожу курс иглоукалывания". Говоря о своей сопернице - нашей Звонаревой, Клийстерс призналась: "Поражение от Веры на Уимблдоне было самым большим моим разочарованием после того, как я вернулась в тур. Против нее очень сложно играть - надо возвращать все мячи, которые она посылает".

Что касается мужских четвертьфиналов, то в Мельбурне произошло событие, которое можно назвать сенсацией - испанец Рафаэль Надаль, первая ракетка мира, в трех сетах уступил своему соотечественнику Давиду Ферреру - 4:6, 2:6, 3:6. Правда, Рафа был травмирован, он мог бы сняться, но, как он сам потом сказал, не в го правилах сниматься в ходе матча - надо уважать зрителей. Теперь Феррер поборется за выход в финал с британцем Энди Марреем, обыгравшим украинца Александра Долгополова - 7:5, 6:3, 6:7, 6:3. В другом полуфинале сойдутся, как известно, швейцарец Роджер Федерер и серб Новак Джокович.  

О Вере Звонаревой, других россиянках, о провальном выступлении на Australian Open-2011 наших мужчин, а также о шансах великих корреспондент "РГ" побеседовал с прославленным нашим игроком, кавалером Ордена Мужества, обладателем семи титулов, а ныне тренером Андреем Чесноковым.

Российская газета: Андрей, вы доходили в 1988 году до четвертьфинала в Австралии - проиграли тогда шведу Эдбергу. А какой турнир "Большого шлема" считаете лучшим? Наверное, "Ролан Гаррос", где были в полуфинале?

Андрей Чесноков: Если брать шестидесятые годы, то Australian Open был самым слабым. Посудите: у кого в 1962 году выигрывал там австралиец Род Лэйвер, обладатель "Большого шлема"? Почти сплошь у своих же соотечественников. Другие теннисисты не ездили на Зеленый континент. А сейчас все турниры абсолютно равны по силе и составу игроков. Для меня они как одно целое. Правда, что касается Австралии, то можно попасть в такую жару! Даже если ты великий теннисист, ты должен справиться с этими условиями, а то сваришься как на сковородке.   

РГ: Сейчас почти все великие добрались до завершающей стадии в Мельбурне. Кроме травмированного Надаля. У кого тогда наилучшие шансы в мужской сетке?

Чесноков: И Федерер, и Джокович играют феноменально, даже не знаю, кто победит. А вот Маррей, на мой взгляд, обязательно должен быть в финале. Относительно его четвертьфинала, я так и  думал, что он должен пройти Александра Долгополова: хотя бы потому, что Саша "пробежал марафон" и не может быть таким свежим. Так же не хватило свежести итальянке Скьявоне, когда она играла против Возняцки. Я очень болел за Франческу.

РГ: А что - за сутки с лишним после сумасшедшего матча против нашей Светланы Кузнецовой Скьявоне не успела восстановиться?

Чесноков: А вы попробуйте, допустим, пробежать двадцать километров. Как вы потом будете себя чувствовать? Будет все болеть - и руки, и ноги. Мы же не машины.

РГ: А как думаете, у нас в мужском теннисе - провал?

Чесноков: Марат Сафин закончил карьеру. Многого ждали от Николая Давыденко, что он хорошо сыграет в Мельбурне. До этого он прямо-таки вынес Надаля на турнире в Дохе. Но он раз - и проиграл в первом круге. Лучше всех, получается, выступил Миша Южный, он теннисист мировой "десятки". И то уступил. Но, я думаю, об общем спаде, тем более о провале говорить не следует. Ведь сейчас только начало сезона.

РГ: Что скажете о молодых? Об Андрее Кузнецове, Евгении Донском…

Чесноков: Разве Донской молодой? Ему сколько, 20 лет? Хотя у нас так: 18, 19, 20 лет - молодой, а в 23 - уже старый. Мне трудно говорить - я не работаю в федерации тенниса, но, думаю, в их рост необходимо вкладывать средства.    

РГ: Многие сейчас дают советы, как быть Динаре Сафиной. Вот известный американский специалист Бред Гилберт говорит, что ей нужно поиграть в маленьких турнирах.

Чесноков: Я очень уважаю Бреда Гилберта. Он сам играл хорошо, и являлся тренером великих игроков. Я считаю, он прав. Ну, сыграла Динара в первом круге против показывающей сейчас феноменальный теннис бельгийки. И что? Почему  бы действительно не принять участие в маленьких турнирах? Ничего страшного в этом нет. На турнирах из серии "50-тысячников" тоже есть игроки, которые будут упираться и брыкаться. Динара сейчас, может, и хорошо играет, но она потеряла уверенность в своих силах. Нужны победы, пусть даже маленькие

РГ: Кстати, Клийстерс считает свой матч против Сафиной самым лучшим, а самых сложным - против Екатерины Макаровой.   

Чесноков: Клийстерс в этом году решила предельно сосредоточиться на Открытом чемпионате Австралии. Она - из главных фавориток на победу. А что касается  Макаровой, то Катя вообще сыграла отлично, хотя у нее была очень сложная сетка. Она совершила настоящий подвиг - обыграла Иванович, затем Петрову и дала настоящий бой Клийстерс.

РГ: А вот еще одна наша - Мария Шарапова. Она заявляет, что "еще не все сказала в теннисе". Сможет ли вернуться на прежние позиции?

Чесноков: А почему нет? Она же еще молодая, ей же нет тридцати лет! Это Скьявоне к такому возрасту раскрылась. А некоторые, будучи даже моложе - например, Елена Дементьева - уже решают завязать с теннисом.

РГ: Некоторые говорят о том, что Вера Звонарева незаслуженно занимает вторую строчку рейтинга?

Чесноков: А кто говорит так?

РГ: Иностранные наблюдатели, журналисты. Что, мол, она еще не выиграла турнир "Большого шлема".  

Чесноков: А тогда как насчет первой строчки? Возняцки тоже, получается, занимает ее незаслуженно?! Если посмотреть, насколько отдает себя теннису Вера Звонарева, то можно убедиться: она занимает второе место вполне оправданно. Знаете, чтобы обыграть Звонареву, чтобы выиграть у нее одно очко,  надо упираться изо всех сил. Вера - такой игрок, который ничего на корте не отдает, так сказать, бесплатно. Она все догоняет  ногами, все мячи возвращает, да к тому же в атаку ходит. У нее простых ошибок-то и нет. Она никогда не опускает руки, не "сливает" матч. Я выражаю ей огромную признательность. Знаете, если бы я был, например, директором какого-нибудь турнира, то я бы обязательно приглашал Звонареву. Потому что уверен: она не поведет, не отдаст матч, даже если будет проигрывать. К тому же я знаю, как Звонарева работает. Она  трудяга. Она выжимает из тренировок, вообще из своего тенниса все возможное.