В понедельник в столице края хоронили сразу восемь человек: все погибшие, кроме одного - криминального авторитета Владимира Слизаева по кличке Хан, были расстреляны как случайные жертвы.
В последний путь
Проститься с Ханом, его домочадцами и домработниками пришло множество людей. На траурной церемонии несли венки от "пацанов" и людей с "говорящими" фамилиями. Главу семьи, его дочь Яну и сына покойной жены Светланы Артура похоронили в одной большой могиле на старом кладбище. Зятя Эдуарда Долгова - там же, неподалеку. На новом кладбище Ставрополя простились с гражданской женой Слизаева Натальей Давыдян, водителем Вячеславом Харламовым, собаководом Сергеем Шендриком и няней Любовью Заикиной.
Массовое убийство в Ставрополе произошло спустя два с половиной месяца после событий в кубанской станице Кущевская, где бандиты расстреляли 12 человек. Как уже сообщала "РГ", 21 января в частном особняке по улице Мичурина, окруженном пятиметровым забором, в гараже были обнаружены тела 61-летнего Владимира Слизаева, известного в определенных кругах под прозвищем Хан, членов его семьи и работников. В ходе осмотра места трагедии найдены гильзы, пули и патрон от пистолета Макарова.
Сначала уголовное дело возбудили по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 105 (убийство двух и более лиц) и частью 1 статьи 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, но потом, когда выяснилось, что из дома похищены материальные ценности, к ним добавилась часть 4 статьи 162 (разбой). В кровавой бойне уцелели внуки Слизаева - девочка Соня, которой еще нет и месяца, и восьмилетний мальчик Вова. Сейчас оба ребенка находятся под охраной государства.
Без шума
По одной из версий, бандиты проникли во двор с тыльной стороны дома и в упор расстреляли своих жертв, а потом отнесли тела в гараж. Живых добивали контрольными выстрелами в голову. Операция готовилась тщательно: камеры наблюдения, установленные у центральных ворот и по периметру дома, были разбиты, собаки во дворе почему-то не среагировали на чужих. По словам соседей, они не слышали ничего подозрительного, хотя события разворачивались ранним вечером (звонок на пульт дежурного поступил в 16.25), по всем признакам пистолеты убийц были с глушителями. Садовник, первым обнаруживший трупы и позвонивший в милицию, также твердит, что ничего не знает.
Информацию некоторых СМИ о фотороботах преступников в следственных органах пока не подтверждают. Дело о массовом убийстве принято к производству Главным следственным управлением по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам. На месте происшествия побывал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. В городе работают столичные и окружные следователи и криминалисты. На выезде из Ставрополя проверяются все автомобили марок "Хендай", "Субару" и "Газель". Именно на них, по оперативным данным, передвигались преступники.
Кому мешал Хан
Отрабатывается несколько версий убийства, главная из которых - разбойное нападение на хозяина дома с целью завладения крупными денежными суммами и драгоценностями. Установлено, что преступники попытались вскрыть сейфы, находившиеся в особняке, с помощью пилы-болгарки. Один из них был опустошен, а второй, в котором находилось большое количество бриллиантов, остался невредимым. Точно установлено, что бандиты вынесли из дома антиквариат и несколько эксклюзивных ювелирных изделий. Чтобы замести следы, преступники планировали взорвать дом, для чего открыли газ, но поджечь особняк то ли не успели, то ли кто-то им помешал.
Криминальное прошлое Слизаева дает повод не сбрасывать со счетов и версию мести. В 1966-м он был осужден за грабеж, в 1987-м - за торговлю наркотиками, в 1998-м - за разбой и участие в преступной группировке. Выйдя на свободу в начале нулевых годов, стал совладельцем ставропольского рынка "Южный". В 2003-м на Хана было совершено покушение. Тогда его жена Светлана погибла, а сам авторитет получил тяжелое ранение в голову и лишился глаза.
Учитывая тот факт, что его пытались убить конкуренты - люди из банды Валерия Попова, орудовавшей на Ставрополье и в Карачаево-Черкесии, высказываются предположения, что на этот раз именно они пришли к уже старому и больному Хану в дом. "Поповские" вели активную борьбу за передел собственности, в первую очередь местных оптово-розничных точек, и причастны к убийству директоров рынков "Людмила" и "Предгорье" в Пятигорске. Из 15 активных членов банды в марте 2010-го осудили шестерых, трое были оправданы, а еще шестеро находятся в международном розыске. В 2006-м Хан продал свою долю рынка.
Еще одна версия убийства - криминальный передел наркотрафика. По информации Следственного комитета РФ, Хан занимался незаконным оборотом зелья. Однако в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ставрополью "РГ" сообщили: гражданин Владимир Слизаев, как "сбытчик и распространитель наркотических средств, не привлекался и в базе данных УФСКН не значится". Знакомые Слизаева также утверждают, что Хан никогда не торговал наркотиками, хотя употреблял их.
Еще из версий: якобы Слизаев, став в последние годы "смотрящим" по Ставрополю, нецелевым образом распоряжался криминальным общаком, и за это его решили наказать, к тому же авторитет потерял былую поддержку во властных структурах города и края. Вторая часть формулировки, на наш взгляд, достойна внимания, если учесть, что Хана убили после того, как краевое ГУВД возглавил новый руководитель, прибывший в Ставрополь из Красноярска. К слову, всего за два дня до трагедии в Ставрополе прошло заседание коллегии краевого ГУВД, на котором губернатор Валерий Гаевский заявил, что в крае нет "кущевок" - территорий, где правоохранители и местная власть погрязли бы в круговой поруке и коррупции, и криминальная обстановка в городских округах и муниципальных районах находится под неусыпным контролем. А на следующий день уже весь Интернет обсуждал "ставропольскую Кущевку".
Между тем
Мэр Ставрополя Николай Пальцев категорически против сравнения событий в Ставрополе с кущевскими. В Кущевке, по мнению Пальцева, сращивание криминала и власти носило системный характер, а в Ставрополе ситуация принципиально иная. "Владимир Слизаев жил по законам криминального мира и был убит по тем же бесчеловечным законам", - заявил он.
"В корне неверно увязывать события в Ставрополе и Кущевке", - считает первый зампред правительства Ставрополья Юрий Белый. "Ситуация в крае и городе достаточно спокойная, каких-либо серьезных убийств до последнего момента зафиксировано не было, поэтому говорить о росте криминала нельзя".
"Когда так спокойно стали совершать массовые убийства у нас на юге - в Кущевке, Ставропольском крае, значит, у кого-то есть твердая уверенность в безнаказанности содеянного злодеяния", - полагает архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. По мнению владыки, это говорит о том, что криминал пока ничего не пугает.