27.01.2011 00:57
    Поделиться

    Сергей Нарышкин: Воспитание в интернациональных традициях должно начинаться с самого раннего детства

    Как будут проверяться декларации о доходах госслужащих? Какими методами остановить распространение национализма в молодежной среде? Как обеспечить с помощью высоких технологий прямую связь населения с руководителями всех уровней? Вопросы, имеющие особое значение для общества, обсудили в интервью руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин и член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский.

    Иммунитет от экстремизма

    Михаил Барщевский: Сергей Евгеньевич, согласитесь, что проблемы национализма и экстремизма становятся сегодня крайне опасными для целостности России. Как вы собираетесь реагировать на тех политиков, которые для привлечения голосов выдвигают националистические и полунационалистические лозунги?

    Сергей Нарышкин: Проблема национализма и экстремизма, действительно, может представлять угрозу для стабильности и поступательного развития страны. Конечно, лучшим способом преодоления национализма в идеях и действиях некоторых политиков было бы лишение их поддержки со стороны избирателей. Политик, который претендует занять какую-либо выборную должность в представительном или законодательном органе власти и идет на выборы с националистическими идеями, должен быть осужден общественным мнением и лишен поддержки населения. В этой связи задачей государства, парламентских и непарламентских партий становится политическая борьба по противодействию национализму и экстремизму. Кроме того, государству следует усилить воспитательные меры по выработке у населения и прежде всего молодежи и, даже, детей иммунитета против идей, ведущих к национализму.

    Барщевский: Вы упомянули о воспитании детей. В среде интеллигенции не утихает обсуждение событий на Манежной площади. Настороженность по поводу произошедшего и возможных будущих рецидивов очень большая. Большинство мыслящих людей видят причины в недостатках школьного образования и воспитания. Например, учебник истории умалчивает о многонациональной структуре Российского государства с момента его создания. В курсе школьной программы отсутствуют специальные предметы или часы, взращивающие семена интернационализма. Может быть, чтобы не потерять поколение, которому сегодня 8-14 лет, стоит подумать о мерах в этом направлении?

    Нарышкин: Вы правы. Как и любое воспитание, воспитание в интернациональных традициях должно начинаться с самого раннего детства. И в этом смысле роль и учебника, и школьного учителя чрезвычайно велика. Учебники бывают разные: есть и хорошие, и плохие. За двадцать предыдущих лет у нас выпущено около пятисот учебников истории. К сожалению, большая их часть весьма посредственного содержания. Особенно в смысле воспитания принципов интернационализма. А ведь у нас совсем недавно развивалась богатая и поучительная интернациональная история, мы искренне не делали различий между узбеком, русским, азербайджанцем, украинцем, татарином, евреем.

    Денежный вопрос чиновнику

    Барщевский: У меня появилось ощущение, что с коррупцией последнее время стали бороться по-взрослому. Иногда это стало проявляться даже в повседневной жизни, в реальных бытовых ситуациях. А когда вы рассчитываете получить настолько очевидный эффект, что его не нужно будет под лупой рассматривать, он будет бросаться в глаза?

    Теперь для государственного служащего и членов его семьи не только нормативно закреплена обязанность декларировать доходы и имущество, но и определен порядок размещения этой информации в средствах массовой информации

    Нарышкин: За два предыдущих года удалось создать систему работы по противодействию коррупции. Начиная с очень серьезной, солидной, законодательно-нормативной базы - основного закона о противодействии коррупции и целой системы документов, которые регламентируют эту деятельность. Теперь для государственного служащего и членов его семьи не только нормативно закреплена обязанность декларировать доходы и имущество, но и определен порядок размещения этой информации в средствах массовой информации. Нормативно определен порядок проверки сведений, которые государственные служащие декларируют.

    Барщевский: Сергей Евгеньевич, простите, но это все-таки правильные, но общие слова. Приведите конкретный пример, когда ведомство, проверив декларацию своего сотрудника, задало ему вопрос об источниках дохода. Например, благодаря СМИ достоянием общественности стали сведения из декларации начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пиотровского. Если мне память не изменяет, общая сумма задекларированного дохода за 2009 год у него превысила 20 миллионов рублей. Согласитесь, немножко странно для чиновника. И чем это все кончилось?

    Нарышкин: Мне известно, что по приказу министра внутренних дел Рашида Гумаровича Нургалиева в соответствии с существующей процедурой была проведена ведомственная проверка, которая, очевидно, ведомство устроила.

    Барщевский: Но мы же с вами взрослые люди и помним классическое русское выражение "честь мундира". Если ведомство удовлетворено такой проверкой, это свидетельствует прежде всего о том, что оно покрывает своих. Может быть, пора подумать о том, чтобы ведомственная проверка могла подвергаться проверке другого органа, не заинтересованного в сохранении чести мундира именно данной структуры?

    Нарышкин: Об этом уже подумали. И одна из норм указа президента позволяет обратиться в президиум Совета по противодействию коррупции с запросом о проведении такой проверки в отношении руководящего состава органов власти. Для этого, конечно, должны быть основания. Норма указа, о котором я говорю, дает право обратиться с таким запросом правоохранительным и налоговым органам, Общественной палате Российской Федерации, политическим партиям или иным официально зарегистрированным общероссийским общественным объединениям.

    Барщевский: Звучит серьезно. А вы не боитесь, что на комиссию обвалится Ниагарский водопад обращений по проверке?

    Нарышкин: Очевидно, такой риск существует. Поэтому и количество субъектов, которые могут обратиться с упомянутым запросом, ограничен. Кстати, в качестве примера могу привести случай, когда правоохранительные органы обратились в официальном порядке в президиум совета в отношении одного из высокопоставленных военнослужащих. Проверка была проведена, факты подтвердились, сотрудник - теперь уже можно назвать его звание и фамилию - генерал Гайдуков был уволен.

    Повторяю, за последние два года была создана система правовых и организационных мер по противодействию коррупции.

    Назову некоторые из них. Утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и служащие обязаны предоставлять сведения об их семейных доходах и имуществе. Созданы подразделения кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и в этом году около пятисот сотрудников органов исполнительной власти прошли соответствующее обучение в Российской академии государственной службы. Хотел бы также упомянуть принципиальные решения по оптимизации государственного регулирования, осуществлению контроля и надзора при оказании ряда государственных услуг. Например, подготовлен проект федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

    Заочный прием в министерстве

    Барщевский: Будет сужение или расширение?

    Нарышкин: Конечно, речь идет о сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию. Напомню, несколько лет назад нами был сделан первый шаг, тогда мы снизили количество лицензируемых видов деятельности со123 до 80. Теперь сделан следующий шаг - таких видов деятельности останется 49. Одновременно был принят Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органам власти запрещено требовать от заявителя согласований, связанных с обращением в иные органы власти. И, наконец, для усиления контроля использования средств федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов, утверждена правительственная программа повышения эффективности бюджетных расходов.

    Барщевский: Думаю, какую-то положительную роль может сыграть в этом вопросе и электронное правительство. Потому что обращения через Интернет и прозрачность уменьшают общение чиновника с гражданином, тем самым снижая потенциальную возможность соблазна дать или попросить взятку.

    Нарышкин: Вы совершенно правы, прозрачность деятельности органов исполнительной власти имеет колоссальное значение. Сейчас каждое министерство или ведомство имеет свой сайт, который помимо размещения необходимой информации о работе предполагает обратную связь.

    Суды раскрываются в Интернете

    Барщевский: До недавнего времени самой закрытой системой была судебная. Я лично убежден, что коррупция в судах это, в первую очередь, не взятки, а телефонное право, административный ресурс. Это происходит из-за многочисленных привязок судебной власти к исполнительной и законодательной. Я имею в виду и кадровые назначения, и финансовое обеспечение, и предоставление квартир, зданий, государственные награждения - все зависит от центральной власти. Борьба с коррупцией по всем фронтам чрезвычайно трудна, но мне представляется, если ее вести поэтапно и больший акцент сделать на судебную власть, поскольку она является неким фильтром, то это могло бы дать больший эффект. Предпринимаются ли в этой связи какие-либо шаги по преодолению коррупции в форме административного давления и телефонного права в судебной системе?

    Нарышкин: Здесь я с вами не совсем согласен. Думаю, при любых обстоятельствах одновременно в различных секторах государственной власти должна функционировать эффективная система мер по борьбе с коррупцией. И ограничиваться даже на первом этапе только судебной системой нельзя. Тем более что меры по реформированию судебной системы, повышению степени независимости судей в последние годы предпринимались регулярно. Это проявлялось и в повышении материального содержания судов, и, в том числе, зарплаты судей. Кроме того, в соответствии с законом с 1 июля 2010 года все решения судов в обязательном порядке размещаются в Интернете. Все эти меры должны способствовать повышению прозрачности в деятельности судей и выносимых ими решений и снижению коррупционного влияния на суды.

    Задайте вопрос министру

    Барщевский: Не кажется ли вам, что высшие чиновники страны, если не считать президента и председателя правительства, крайне мало общаются с журналистами. Может быть, вменить в обязанность всем руководителям ведомств хотя бы раз в месяц давать пресс-конференцию?

    Нарышкин: У меня нет ощущения, что руководители органов, во всяком случае, исполнительной власти, мало общаются с журналистами. К тому же надо иметь в виду, что сейчас огромный массив информации о работе того или иного ведомства размещается в Интернете.

    Барщевский: Все-таки живое общение это не бюллетень пресс-службы. Например, когда в Следственном комитете появился специальный представитель, который все комментирует, комитет сразу для журналистов стал одним из любимых ведомств. И в газетах он постоянно, он открыт, про него мы все знаем. Параллельная структура МВД - закрытая. Вспомните, когда в последний раз была пресс-конференция Нургалиева, Чайки или Бастрыкина? Я уже не говорю о судьях. А ведь на пресс-конференции могут возникнуть разные вопросы, и на них придется отвечать. Почему Медведеву и Путину задают неприятные вопросы, и они легко отвечают? Почему мы так оберегаем своих министров?

    Нарышкин: Ну почему же оберегаем? Колокольцеву задают неприятные вопросы, и он на них тоже отвечает.

    Барщевский: Колокольцев молодец, но он не министр. Мне кажется, чем чаще и откровеннее будет прямой диалог с первыми лицами, тем больше будет доверие населения к власти и быстрее будут расти институты гражданского общества.

    Нарышкин: С вами согласен.

    Барщевский: В этом году много позитивного произошло в международной политике. Я сейчас не только про договор с американцами. К нам стало меняться отношение на пространстве СНГ, к нам потянулись. Что произошло? Нам стали больше доверять? Мы стали более открытыми? В чем причина?

    Нарышкин: Государство ведет последовательную работу по укреплению своих позиций. Я считаю, что у нас есть все основания стремиться к тому, чтобы сотрудничество с нашими партнерами, входящими в Содружество Независимых Государств, становилось еще крепче. Этому способствуют и широкие кооперационные связи, и общая история, а главное, человеческие контакты, - в том числе тысячи семейных связей. Теперь мы научились более эффективно этим пользоваться. И, конечно, главным результатом, свидетельствующим об укреплении интеграционных тенденций на постсоветском пространстве, явился последний саммит СНГ и ЕврАзЭС, на котором были подписаны важные документы по созданию Таможенного союза и единого экономического пространства, а в перспективе Евразийского союза, в полном смысле экономического и политического интеграционного сообщества на пространстве СНГ.

    Барщевский: Сергей Евгеньевич, давайте помечтаем. Как вы думаете, может ли через какое-то время, лет через двадцать, на пространстве СНГ сложиться структура, подобная Европейскому союзу?

    Нарышкин: Я этого не исключаю и очень хотел бы, чтобы развитие шло именно в этом направлении. Пока подобная тенденция просматривается. 

    Приемная администрации президента РФ

    Москва, ул. Ильинка, 23, подъезд 11

    Телефоны: (495) 606-36-02, (495) 606-59-37

    Сайт www.kremlin.ru

    ключевой вопрос

    Барщевский: В этом году парламентские выборы. Вам лично хотелось бы видеть сохранение монополии одной партии, не важно, какой, или более или менее равное представительство двух партий? И, кстати, не об этом ли говорил президент, произнося слова "политический застой"?

    Нарышкин: Я, в целом, являюсь сторонником "Единой России", хотя ни в одной из партий не состою и с уважением отношусь ко всем партиям, входящим в Государственную Думу, разделяю отдельные взгляды и позиции в программах этих партий. Особенно, если они касаются вопросов социальной справедливости, воспитания патриотизма, преодоления коррупции. Но ваш вопрос совершенно справедлив, поскольку, как и в любой другой сфере, в политике конкуренция только укрепляет всех игроков. Поэтому, конечно, я бы очень хотел видеть более успешными, сильными и убедительными партии, которые составляют сейчас конструктивную оппозицию. Сильная политическая конкуренция заставит "Единую Россию" стать более эффективной и более понятной для избирателей. От этого выиграет и политическая система, и в целом Россия.

    Фото: РИА Новости

    Поделиться