Недавно, встречая в парижском аэропорту Шарль де Голль самолет из Москвы, я стал свидетелем необычного зрелища. Толпа, ожидающая прилетевших на выходе, буквально потеряла дар речи, когда мимо одна за другой прошествовали 10-12 женщин. На их плечи были наброшены яркие павловопосадские платки. Причем рисунок ни одного из них не повторялся! Судя по разговорам, прилетевшие из Москвы пассажирки оказались француженками. Вспомнилось высказывание художника Златы Ольшевской: "Наш платок любую женщину делает царицей!"
А вот еще "стоп-кадр" из лета минувшего года. Толпа посетителей осаждает один из лучших экспозиционных центров Гомеля - галерею Гавриила Ващенко. Здесь на выставке было представлено все лучшее, что создано мастерами из подмосковного города на Клязьме за 215 лет существования народного промысла. Это десятки платков, шалей, палантинов, основу которых составили как традиционные розы, так и другие красочные растительные орнаменты.
Белорусский писатель А. Боровский был настолько поражен магией платочных кудесников из древнего русского города, что взялся за написание книги об исконном национальном ремесле. Выход ее планируется на ближайшее время.
Смело можно говорить, что последние месяцы были особо плодотворными в развитии взаимоотношений между белорусскими и подмосковными мастерами народных промыслов. С весны прошлого года знаменитые платки и шали были показаны на выставках в Гомеле, Бобруйске, Гродно, Лиде, Любани - побратиме Павловского Посада .
Некоторые вернисажи были организованы совместно с гомельской фабрикой художественных изделий "Любна". А в Витебске, где посланцы Московской области стали участниками международного фестиваля "Славянский базар", с последней коллекцией павловопосадских платков ознакомился Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин.
...Январским вечером, когда зарницы заката перемежаются с блестящими снежинками, сидим в одном из залов уютного дома в Павловском Посаде. Хозяйка - легендарный художник Злата Ольшевская, которая уже многие десятилетия является знаковой фигурой местного изысканного промысла.
- Пойдемте, похвастаюсь, - гостеприимно приглашает она к стене, где под новогодними гирляндами вывешены многочисленные поздравления по случаю недавнего 90-летнего юбилея художницы. Вот телеграмма Президента России Дмитрия Медведева, теплые слова которого завершает фраза: "К моим поздравлениям присоединяется супруга".
- Злата Александровна, - обращаюсь к юбилярше, - поделитесь секретом - у какого доктора надо лечиться, чтобы так великолепно, тьфу, тьфу, тьфу, выглядеть?
Собеседница наливает чашечку кофе и заговорщицки подмигивает:
- Записывай фамилию доктора: господин Огород!
Оказывается, с самой ранней весны до глубокой осени маститая художница пребывает на даче. Причем это не просто приятный отдых на свежем воздухе, а самый настоящий каждодневный крестьянский труд: посадки, прополки, окучивания, поливки и все по полной программе. Но все же главное здесь - не выращивание овощей и ягод , а рождение идей по созданию невиданных доселе платочных узоров и красочных оттенков.
- Знаете, - делится своими эмоциями моя собеседница, - иногда озарение приходит в самом неожиданном месте. Вот как-то пошла выносить мусор, подняла глаза и обомлела от фантастической, невиданной раскраски закатного неба. Та колористика потом легла в основу одного из платков "Павловские зори", который выпускается до сих пор.
Здесь надо уточнить, что эта женщина, отдавшая павловопосадскому платочному производству более полувека, народный художник России, обладатель всех мыслимых званий и регалий в своей профессии, кроме, если так можно выразиться, работы "на конвейер", пожалуй, единственный художник в мире, расписывающий платки вручную. Каждая такая ее работа - единична, уникальна и неповторима. За творческую биографию их создано около 100 , многие украшают известные музеи в России и за рубежом.
Задаю каверзный вопрос:
- Злата Александровна, так, значит, вы в местном платочном мире как бы царица, работаете на высокое искусство, вечность, а ведь наши жены носят платки с поточного производства. Не обидно?
- Да нет, - улыбается она, - здесь нет никакого противоречия. Каждый художник уникален. Мы подпитываемся идеями друг друга. Сколько бывает споров, какие эмоции выплескиваются! Но главный итог - виртуозные по исполнению работы , которые и идут в тираж, становятся доступными людям. Я и "на тираж" постоянно работала, как все остальные.
Именно такие платки потом расходятся по всему свету, украшают плечи и окружающих нас женщин, и жен президентов многих стран мира.
Они же лежат в основе знаменитых коллекций ведущего российского кутюрье Вячеслава Зайцева, который частенько бывает на предприятии. Например, сегодня он готовит просто феерические костюмы для новой программы ансамбля "Народная песня" Надежды Бабкиной.
Конечно, немыслимо перечислить всех, кто внес крупицы собственной души в наши изделия. У нас на предприятии более тысячи сотрудников и каждый, подчеркиваю, каждый вносит свою лепту в конечный результат - красивый платок на женских плечах.