В Ростове-на-Дону проходит командно-штабная тренировка, которой руководит начальник Генштаба Николай Макаров.
Как правило, такие мероприятия связаны с розыгрышем различных сценариев боевых действий. Офицеры и генералы сидят над картами и компьютерами, приводя в условное движение свои войска. Строевые части к штабным тренировкам, как правило, не привлекают. В лучшем случае сигнал тревоги поднимает на ноги роту или батальон. Результаты виртуальных учений потом ложатся в основу боевых приказов на случай реальной войны.
Нынешняя "игра" принципиально отличается от этой схемы. Прежде всего - тематикой. Офицеры учатся не наступать или обороняться, а руководить подразделениями в условиях экологической или техногенной катастрофы. А еще - собирать, анализировать и обмениваться большими объемами информации. Мозговых атак такой сценарий не исключает. Последнее слово было и остается за командиром. Но в этот раз ему на помощь пришла современная электроника. Речь идет о недавно поступивших в Южный военный округ новых комплексах автоматизированного управления войсками. Цифровые средства связи и АСУ, об отсутствии которых в Вооруженных силах так много говорилось в последние годы, наконец-то, приживаются в высоких штабах и бригадах.
О технологических возможностях умной аппаратуры генералы по понятным причинам не распространяются. Связь и управление - альфа и омега любой армии и, одновременно, наиболее закрытые каналы обмена информацией. Не случайно эту технику обязательно снабжают кодами доступа.
Но если говорить об общих требованиях к таким системам, то они известны. С помощью АСУ череда необходимых для принятия решений операций сводится к минимуму. Командиры в считаные минуты получают не только востребованные данные, но и лучшие в данную минуту варианты действий. Более того, автоматизированная система подскажет им, как будет развиваться ситуация в том или ином случае.
Применительно к тренировке в Ростове-на-Дону, картина выглядит следующим образом. Допустим, южный регион накрыла крупная авария или природный катаклизм. В зоне бедствия в том числе, оказались места дислокации воинских частей. В прежние годы это неминуемо вызывало хаос. Во всяком случае в первые часы трагедии. Проблемы возникали со связью, с эвакуацией людей и техники. Но более всего командиры страдали от отсутствия информации. Они не знали, какова зона поражения, сколько людей и какие объекты вышли из строя, откуда ждать помощи. На организацию борьбы со стихией уходили часы, а то и сутки.
Новая система оповещения, управления и передачи данных многие из этих проблем снимает. Во-первых она увязывает воедино штабы, строевые части и службы, постоянно мониторящие обстановку в регионе. С помощью беспроводных каналов связи и спутниковой информации военные в режиме реального времени узнают о масштабах экологической катастрофы или природного катаклизма. А во многих случаях - заранее предупреждены о надвигающейся беде. Это позволит вывести из-под удара стихии личный состав и технику.
Во-вторых, оперативно проанализировав банк данных, аппаратура выдаст наиболее точные прогнозы. Например, подскажет, сколько людей могут погибнуть в первые минуты трагедии, через час, два, три после нее. Электроника также укажет оптимальные маршруты эвакуации и ближайшие к воинской части лечебницы. А еще подсчитает, сколько машин, самолетов или вертолетов для этого требуется. Если после катастрофы удастся поднять в воздух беспилотники, система выведет на мониторы картину разрушений.
Наконец, эта аппаратура позволит командирам иметь постоянную и устойчивую связь не только со штабом округа и министерством обороны, но и со спасателями, пожарными МЧС, местными органами правопорядка. Такое взаимодействие тоже отрабатывают на командной тренировке в Ростове-на-Дону.