28.01.2011 13:32
    Поделиться

    Ольга Маховская: В "глянце" есть позитивный эффект - мы явно стали лучше мыться

    Долго ли мы будем оставаться в заложниках у гламура и глянца

    Преобладание глянцевых журналов на газетных развалах и журнальных киосках стало нормой. Какое содержание скрывается под обложкой лидирующих культурных форматов и какие ценности и образцы поведения диктует нам глянец, корреспондент РГ пытался разобраться с психологом Ольгой Маховской.

    РГ: Слово "глянец" стало характеристикой эпохи. "Девяностые" называют криминальными, "нулевые" глянцевыми.

    Ольга Маховская: В глянце и позитивный эффект - мы явно стали лучше мыться, бриться, одеваться. Не забудем забывать, что аналог "глянца" был даже в советское время. Журналы "Работница" и "Крестьянка" предлагали какой-то стереотипный вариант ответа на вопрос "как стать счастливым?": настоящая советская женщина живет так, живи и ты ,и будешь, ну если не счастлив, то удовлетворен соответствием общественному запросу. Это давало защищенность, успокоение какое-то: я такой, как все. Быть не таким, как все, рискованно.

    РГ: Все бы ничего, если бы влияние глянца сводилось к косвенной рекламе косметических средств и модной одежды. Но ведь эти журналы выкраивают модели и образцы поведения

    Ольга Маховская: Это наша ахиллесова пята - гламур и глянец пришли к нам тогда, когда все традиционные советские ценности полетели к чертовой матери. Возникла и до сих пор сохраняется ситуация, которую социологи называют аномией - распад ценностей, их нестыковка, размытые преставления о том, что хорошо, что плохо, что высоко, что низко. В такой ситуации гламур неожиданно получил шанс дать свои ответы на вопрос "Как жить?". Рецепт был прост: "Нужно хорошо выглядеть". Тогда тебя возьмут на крутую работу, позовут замуж за миллионера, ты сделаешь карьеру и т.п.

    РГ: Гламур в иных культурах лишен права отвечать на гамлетовские вопросы?

    Маховская: Конечно, он на более скромном месте. А в бедной России - парадокс - глянцевый бизнес стал сверхприбыльным. Так быстро возник культ упаковки.

    РГ: Известно, что гламурные журналы придумывались для миллиардерш, а читателей нашли среди парикмахерш, долго мечтающих стать миллиардершами.

    Маховская: Да, и у нас это эффект парикмахерш. Они усваивают простые рецепты глянца, опасные своей простотой. Поскольку быстро впитываются инфантильным сознанием. А поскольку у нас много людей с инфантильным сознанием, то они как раз и адаптируются через такие почти языческие ритуалы: надел костюм с бабочкой и - счастлив. Раньше это считалось предрассудком: ну, какая связь между тем, какое на тебе белье, и твоей жизнью. Но вот так вышло, что сегодня она прямая. Человек чувствует себя настолько, насколько одет.

    РГ: Но это же очень кратковременный эффект. Получасовой, часовой, однодневный.

    Маховская: А гламур это как раз психология кратковременных эффектов. Вспышек. Всё, им предлагаемое - эффект на один день. Писатель может написать стоящую книгу, и это надолго, может быть, навсегда. Олимпийский чемпион - выиграть титул, и победа не забудется. А надев новое платье, ты не станешь красавицей навсегда. И в фитнес, нельзя сходить раз, чтобы стать стройной красавицей. Поэтому погоня за гламурным успехом может приобретать маниакальные формы.

    РГ: Каковы психологические последствия такого воздействия гламура и глянца?

    Маховская: Он формирует личность, активно занятую собой. Производит самовлюбленных нарциссов.(Фраза "Если ты не любишь себя, ты не будешь любить никого" стала нашим моральным гимном). Ну а если ты любишь себя, ты будешь покупать все эти тряпочки и фенечки, делать массажи, примочки, заниматься по совету журнала сексом в лифте в качестве креатива и т.п. Это такая провокация в расчете на инфантилизм. На детские страхи. Мы же детям то и дело говорим: не помоешь руки, у тебя микроб заведется, и ты умрешь. Последствия явно преувеличиваются. Так и в гламуре.

    Но маниакально думать о себе - это извращение. Нарциссизм наших шоу-звезд, наблюдаемый сплошь и рядом, фактически не подлежит психологической коррекции. Это уже все, не лечится.

    РГ: А разве не отграничен мир, опыленный глянцевыми ценностями, от обычной жизни интеллектуалов, например, или простых людей?

    Маховская: Нет, конечно. Не читающие глянец и не оглядывающиеся на гламур испытывают довольно сильное давление их стандартов. Я бы хотела никогда не чувствовать себя неловко из-за того, что я как-то "не так" одета. Но само понятие дресс-кода уже склоняет к беспокойству по поводу нестандартной одежды. Спасает от гламура только бедность. В глубине России люди часто живут, экономя на каждой копейке и им не до гламура. Поэтому и уровень личного отчуждения в провинции гораздо меньше. Приезжаешь измотанный в какой-нибудь Арзамас, и никто не посмотрит, как ты одет, примут, как родную. А в Москве, выходя ненакрашенной в магазин, боишься столкнуться с соседкой в соболях и с овчаркой.

    РГ: Но ведь есть и целевая культура презрения гламура и смеха над ним?

    Маховская: Ирония - действенный инструмент. Может быть, реакция на гламур и сделала ее своего рода философией нового времени. Хорошо, если бы новое поколение вместе с гламуром усваивало ироническое отношение к нему. Может быть, тогда он займет то место, которое и занимал вначале творения.

    РГ: Мне кажется, ахиллесова пята самого гламура слабая комуникативность. Этот мир, похоже, вообще не предполагает общежития.

    Маховская: Гламур - ни в коей мере не коммуникация. Гламур - это поза: "Смотрите на меня". Она не предполагает никакого ответа, кроме как "все замерли". Поза парализует. Гламур в какой-то мере умерщвляет своих адептов. Поскольку никак не мотивирует отношения. Из-за гламура и встречают по одежке, и общаются, и провожают. Судьба отношений решается в самом начале: кто и как одет. И вот встречаются двое, и замирают в позе. Или совершают ритуальные жесты как неудачные женихи в "Собаке на сене".

    А дальше заявления своей принадлежности к гламурному сообществу, дело не идет. даже у мужчин и женщин. Возможно только взаимное потребление - едем вместе на курорт, покупаем какие-то вещи. Потом приходят к психологу с жалобами, но она помнит только свои переживания, а он - свои. Когда каждый ждет только реакции восхищения, и не готов вступать ни в никакую другую, более сложную драматургию, отношения получаются короткими. И у нас уже появляются девушки по типу героинь "Секса в большом городе" - каждый раз новый партнер. Как стимул. Такова форма жизни гламурного человека.

    РГ: Сексуальная общительность тоже мешает коммуникации?

    Маховская: Да, мне сегодня молодым людям приходится объяснять нечто плохо укладывающихся в их головах. Например, что если вы рассчитываете на долгие отношения, то лучше бы секс возник где-то через 3-4 месяца. За это время вы пройдете все этапы психологического сближения и поймете, подходите ли вы друг другу. А если просто сразу секс, все смешивается и комкается.

    А как трудно говорить о замужестве через год девочке, которая потратила все усилия и средства на то, чтобы круто одеться и соблазнить олигарха. Но соблазнение - акция короткая.

    И не дает того удовлетворения друг другом, которое люди абсолютно уверены, что рядом "твой человек". И он всегда будет с тобой.

    Символическая оккупация

    РГ: В глянцевых журналах часто неплохо пишут. Но везде жесткий стандарт. Либо заметки из двух предложений. Либо все обязательно должно заканчиваться счастливо. И эта невидимая читателю калька ломке не поддается.

    Маховская: Однажды меня предложили написать текст для французского журнала Psychologies на тему "дети и телевидение". И прислали уже готовый текст, я думала, для формального образца. Я стерла все ответы и написала свои. Мне ответили: к сожалению, текст нас не удовлетворил. Каково же было мое удивление, когда присланную мне в качестве образца "болванку" я увидела за подписью доктора психологических наук Венгеля. Оказывается, надо было всего лишь подписать присланный текст своим именем.

    РГ: Это большая загадка, почему на российский рынок приходит содержание упакованное в жесткий не подлежащий перемене формат. Я страстный сторонник всяческих переводов и переносов к нам шедевров западной политической, социальной, обществоведческой мысли. Читать нам и не перечитать Фернана Броделя! Но ведь не о Броделе же речь. Правда, смешно подозревать гламур в смысловой оккупации.

    Маховская: По-моему, это точно интеллектуальная оккупация. Франция через журнал Psychologies пропагандирует свою страну и ее интеллектуалов. У нее нет богатых природных ресурсов, зато есть хорошо сформированный интеллектуальный ресурс.

    По-моему, это , все-таки, способ культурного доминирования. Получается, что самый главный журнал по психологии у нас в стране - французский. Можно ведь завоевать рынок, торгуя и эфемерными вещами: парфюмерией, интеллектом, информацией, брендами.

    РГ: Говорят, будущее за такими "продуктами".

    Маховская: Но через это осуществляется своего рода символическое доминирование. Мы вроде тоже не простые, но символическое первенство принадлежит не нам. Мы уже давно не брали на себя миссию законодателя мод в широком смысле этого слова - мировых стандартов. Наша феноменальная страна живет с комплексом "человека номер 2". И засилье скалькированного глянца и гламура только отражает эту вторичность. Интеллектуальную в том числе.

    Французы (недаром автор теории символического капитала француз) хорошо владеют и технологиями продвижения. Поэтому так блюдут "свои форматы". Пока существует "их формат", косвенно или прямо они управляют ситуацией. Но может быть, сила и особость русских в том, что они впитывают и разрушают эти форматы. И может мы, как наша молодежная сборная в Канаде, еще отыграемся.

    РГ: Хотелось бы верить в Отечество и в его культуру. Не теряя обожания ни французской, ни английской, ни американской, ни любой другой творящей мирового уровня образцы. Но пока через гламур и глянец нас закручивает колесо культурной вульгаризации. "Желтое клоесо", по определению поэта Юрия Кублановского. Какие-то усилия надо предпринимать, чтобы из страны №2 стать страной № 1?

    Маховская: Во-первых, никто нас с колен не поднимет при таком низком уровне самоуважения. Мы позволили себе образ агрессивного медведя разменять на имидж цирковых мишек. Первое не хорошо, но и второе не лучше.

    Но сейчас мы переживаем особую точку напряжения. Важно, чтобы мы из этой точки напряжения не качнулись в сторону тотального разрушения. На такие мысли наталкивают события на Манежной площади. Выросла новая генерация. И похоже, что она не гламурная.

    На площади выплескивается агрессивный патриотизм: не надо нас учить! Но с этой попыткой выступать за свою аутентичную русскость трудно солидаризироваться из-за ее разрушительности. Патриотизм разрушительным быть не может. Тогда он неминуемо разрушает не только чужие навязанные стандарты, но и самого себя.

    Похоже, что на сцену выходит поколение, чья идентичность и представление о самих себе замешано на протестных маршах. Это дети разочарованных отцов и мам, сделавших ставку на деньги и дешевый гламур. Спокойные потребители глянца и гламура, они покупали журнальчики и шли к себе в норку. Но когда люди с большими надеждами на счастливую жизнь, лет 20 покупают журналы с рецептами счастья, соблюдают их, а счастья нет, это очень хорошо понимают их дети. Понимают, что гламурная идеология не дала им ни тепла, ни счастья, ни продвижения, ни гарантий, ни самоуважения. А в семейной жизни всегда важно, когда у родителей есть самоуважение.

    РГ: Но ведь продвигать новые культурные форматы можно, открывая иные журналы. Или через то же телевидение, например. Наладить трансляцию каких-то иных ценностей, образцов.

    Маховская: Если бы наше телевидение было подчинено социальным задачам, а не решало прежде всего маркетинговые, не думало только о прибыли! Но если это не сделает теперешнее поколение телеруководителей, сделает другое. Жизнь к этому приведет. Ведь появилось же у нас хорошее отечественное кино. А оно ведь тоже является источником моделей, образцов поведения…

    РГ: А не могут стработать какие-то глубинные механизмы национальной культуры по восстановлению добра. Как в книге Ксении Касьяновой " К вопросу о русском национальном характере", где прекрасно описаны цепные реакции добра.

    Маховская: Мне нравятся модели, описанные в этой книге, но гламур, это не агрессия, не зло. Гламур - это равнодушие.

    Даже среди диких, педагогически запущенных "маугли" из сериала "Школа" работают какие-то законы коммуникативности. Не то с гламурными персонажами. Результат гламурного воспитания - равнодушный мальчик Кай.

    РГ: Это психологическое измерение, а социально-психологическое?

    Маховская: Это тот слой населения, запросы которого ограничены. Раньше мы называли их мещанами.

    РГ: Мещанство стало ведущим сословием сегодня?

    Маховская: Да, гламурный человек это скорее типичный представитель среднего класса, чем с оперный певец или представитель интеллектуальной элиты. Еще вопрос - гламурны ли олигархи? Особено те, кто лоб крестит и много отдает на дела милосердия...

    Развитием мещанской психологии может быть лишь усиление его до жлобства - демонстративного мещанства. Гламур в прошлом - это выходишь, семечки плюешь на улице, на гармошке играешь. За душой ни гроша, но изображаешь из себя…

    РГ: Страшно говорить, но от ожлобизации лечили только страдания и войны. Михалковские "Утомленные солнцем -2" хорошо об этом напоминают. Гламурная барышня начала 40-х с люстрами и болонкой грузится на эвакуационный пароход, скандалит, что люстру, несут не осторожно. И все взлетает в воздух... Может быть, поторопиться с мирными формами сопротивления?

    Маховская: Гламур пришел к нам с идеями индивидуального успеха. Для рынка важно, чтобы потребители были разобщены. Так легче на них воздействовать. Если думать о том, как бороться с гламуром в корне, а не пыльцу сбивать, то противопоставить, по-моему, можно только идею коллективного труда.

    Не пролетарского, под марши, который на поверку оборачивается несправедливой уравниловкой, но - командного, коллективного. В успехе, понимаемом как бабло, распиханное по карманам, нет положительного социального эффекта. Это чуждая социальность. А если ты включен в чуждые тебе социальности, возникает ощущение твоей невероятной ненужности.

    Для людей, осознающих себя как существа социальные, переход на философию индивидуального успеха - сильное опримитивление. Мы плюхнулись в индивидуализм, и отъехали назад. Метафорой индивидуального успеха является показ на подиуме. Одна проходка. И -"15 минут славы". Просто насмешка.

    РГ: Что же вместо гламура и глянцевых ценностей?

    Мкаховская: Сейчас с гламуром конкурирует спорт. Олимпиада у нас - образ будущего. Вчера был ведущим средний класс (экономически зараженные люди), сегодня - болельщики (спортивно зараженные). Но я не уверена, что культ физической силы, так уж хорош и несет в себе доброкачественные социальные эффекты. Если бы я была президентом страны, я бы продвигала идею коллективного успеха и командной работы. Не ставленники и подчиненные, а живые коллективы людей, зажженных задачей. Кстати, именно так работает телевидение. Там соблюден принцип командности в лучшем смысле этого слова. Если правильно выбрать стратегические ценности, завтра на телевидении пойдут другие проекты.

    РГ: Если мы все должны покинуть подиум, то куда мы пойдем? Предложите метафору.

    Маховская: В оркестр. Или в экипаж космического корабля. Где люди зависят друг от друга так, что результат их совместных усилий равносилен жизни каждого.

    Поделиться