Столичные власти считают избыточной сеть мелкорозничной торговли, существующей в городе, и надеются, что после того, как заработает новая схема ее размещения, останутся лишь точки, действительно нужные людям.
Схема эта, которую мэр Сергей Собянин поручил разработать в кратчайшие сроки, уже готова. Во вторник, 1 февраля, она появится на сайте столичного департамента торговли и услуг. Как сообщил вчера на пресс-конференции его руководитель Михаил Орлов, пока это проект, созданный с учетом пожеланий как предпринимателей, занимающихся мелкой розницей, так и жителей районов. До марта в него будут вноситься корректировки.
По словам Орлова, в Москве насчитывается 9,5 тысячи палаток и павильонов и 5 тысяч различных автолавок. Сколько их нужно реально, будет известно месяца через полтора. Окончательно утвердить схему и провести первые аукционы на право заключения договоров по размещению мелкой розницы планируется в марте.
На сей раз Москва решила отказаться от привычной схемы конкурсов, которые прежде проводились номинально и всем участникам изначально было ясно, кто победит. Побеждали, как правило, владельцы сетевых предприятий быстрого питания или торговых точек, объединенные единым брендом. "Чужаку" со своим товаром было сложно пробиться. Новая схема предполагает, что аукцион будет проводиться по каждому объекту. Кто больше денег предложит за право разместить на подготовленной городом территории свою точку, тот и победит.
По мнению присутствовавшего на пресс-конференции председателя комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Игоря Протопопова, от аукционов город сможет регулярно получать в бюджет более 10 миллиардов рублей. "Необходимо учитывать, что в среднем аренда одного киоска в год составляет около миллиона рублей, сейчас эти деньги не взимаются, поскольку не проводятся аукционы".
Протопопов так же подчеркнул, что, по мнению депутатов Мосгордумы, договоры на размещение палаток должны заключаться не на год, как было, а минимум на три. С этим согласны и бизнесмены.
"Только так можно призывать бизнесменов заниматься одной группой товаров, - поясняет представитель "ОПОРЫ России" Владлен Максимов. - Когда люди понимают, что через год их могут попросить покинуть арендованное место, они едут на ближайшую оптовую базу, скупают самый ходовой товар и делают на нем прибыль". А ходовой товар - это, как известно, пиво, сигареты и различные энергетические напитки.
Согласен с этим и Михаил Орлов: "Только при таком раскладе у предпринимателей появится уверенность в завтрашнем дне".
"Но 80 процентов ассортимента торговой точки должно принадлежать к одной группе товаров, - еще раз подчеркнул он. - Если мы говорим о продуктах питания, то основные из них, хлеб, молоко, колбасу, сладости и выпечку, москвичи должны иметь возможность покупать не в магазинах, а по дороге домой".
Отвечая на вопрос, кто будет контролировать, чем и в каких количествах торгуют коммерсанты, заключившие договоры с городом по новой схеме, Орлов пояснил, что специализация объекта будет указываться уже в лотовой документации, готовящейся для выставления его на аукцион. Нарушать договор себе дороже.