Бухгалтериям не придется радикально менять свой учет при переходе бюджетного учреждения в автономное

В этом году в России началась реформа бюджетных учреждений. Она затрагивает и систему бухгалтерского учета.

О нюансах этих перемен на "горячей линии" в "РГ" рассказала начальник отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Светлана Сивец.

Российская газета: Предусмотрен переходный период, за который учреждения должны определиться, в каком типе они будут существовать дальше. Он для всех одинаковый?

Светлана Сивец: Давайте сразу определимся: переходный период не предполагает для бюджетного учреждения обязательное преобразование в иной тип - автономное или казенное. Но за отведенное время переходного периода учредитель (собственник имущества) должен либо довести до бюджетного учреждения госзадание на выполнение услуг (и это обязательное требование закона), и тогда учреждение переходит на государственное субсидирование. Либо все-таки принять решение о преобразовании в автономное учреждение, но опять-таки с госзаданием, под которое тоже есть субсидирование, либо в казенное учреждение с финансовым обеспечением в рамках исполнения бюджета.

Для федеральных бюджетных учреждений переходный период определен до 1 января 2012 года. Для региональных и муниципальных - срок переходного периода устанавливается законами, принятыми на региональном (муниципальном) уровне, но он должен завершиться не позднее 1 июля 2012 года. Следует отметить, что в отдельных субъектах России и муниципальных образованиях было принято решение не устанавливать переходный период, то есть бюджетные учреждения с 1 января работают в новом качестве - исполнителей государственного задания и получателей субсидий.

РГ: Но правила ведения бухгалтерского учета для госсектора меняются уже с 1 января 2011 года.

Сивец: Это обусловлено нормой закона о бухгалтерском учете - учетная политика устанавливается с начала финансового года. 19 января этого года в "Российской газете" опубликован приказ Минфина России об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Приказ регулирует правила бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений с 1 января 2011 года.

РГ: Не лучше ли было на переходный период оставить старую инструкцию?

Сивец: Это в принципе невозможно, так как Инструкция 148н и иные акты, регулирующие учет, не предусматривали возможность ведения учета бюджетных, автономных и казенных учреждений в новом правовом поле.

Есть еще один немаловажный аспект - решение о доведении учреждению госзадания и субсидий или преобразования в автономное будут приниматься в течение финансового года. А значит, в условиях работы по старому для бухгалтерии и руководства учреждения и собственника это обернулось бы большой головной болью. Пришлось бы полностью перестраиваться по структуре информации, необходимой руководителю для правильного управления, источником которой прежде всего является бухгалтерия. Ведь преобразование учреждений не только предоставляет больше свободы в их экономической деятельности, но и предусматривает большую ответственность руководителей за результаты деятельности, целевое использование имущества государства.

Минфин это предусмотрел. И сейчас бухгалтерский учет всех трех типов учреждений базируется на Едином плане счетов. Используя единые правила раскрытия информации о результатах деятельности, учреждение может быть преобразовано из получателя бюджетных средств в получателя субсидий, а к концу года, например, стать автономным учреждением либо казенным, при этом полностью обеспечивая достоверность и сопоставимость финансовых данных, что является основой эффективного управления. Для руководителя и бухгалтера все эти перемены в плане ведения бухучета сведены к минимуму. И что не менее важно, при любых переходах на разные виды финансового обеспечения учреждений контроль за их хозяйственной деятельностью, в частности за недопущением просроченной кредиторской задолженности, не исполнением государственного задания по оказанию населению услуг, сохранится в полном объеме. Именно такая глобальная задача стояла перед Минфином России при подготовке нового Единого плана счетов бухгалтерского учета. И он ее выполнил.

Полный отчет о "горячей линии" читайте в ближайших номерах "РГ"