Вчера зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин предложил начать международные переговоры о снятии моратория на смертную казнь.
Он подчеркнул, что это его личное мнение, и многие сочтут его небесспорным. Но, как он считает, необходимо установить смертную казнь для террористов: организаторов и исполнителей терактов, а также для тех, кто их финансирует.
По словам сенатора, международные переговоры необходимы, чтобы решение России об отмене моратория на смертную казнь было не односторонним, а международным, принятым в результате тщательных и длительных консультаций.
Впрочем, не смотря на высокие рейтинги смертной казни в народе, многие эксперты действительно сомневаются в эффективности этой меры. Они задают резонный вопрос: испугает ли расстрел смертника? Способны ли суровые наказания компенсировать ошибки спецслужб? Заменит ли стенка в подвале "Бутырки" эффективную агентурную сеть?
Как говорят оппоненты, дело не в том, дорого или дешево обходится содержание террориста в тюрьме. Если его приходится судить за совершенное, значит правоохранители уже где-то недоработали - не упредили, допустили трагедию, не остановили вовремя. Ведь по большому счету, мораторий на смертную казнь не означает моратория на спецоперации, агентурные разработки и прочее. Нужна кропотливая и эффективная работа спецслужб, чтобы у нелюдей не было шансов.
По мнению специалистов, у России сейчас хорошая законодательная база для борьбы с терроризмом. Весь вопрос, как законы работают на практике. Вчера Александр Чекалин предложил провести мониторинг, как применяется закон о противодействии терроризму, какие возникают проблемы в жизни. Также, по мнению зампреда Совета Федерации, наобходимо принять еще четыре важных закона. Проекты есть, но они лежат, грубо говоря, под сукном, в том числе потому, что нет финансирования. Первый - закон об участии граждан в охране общественного порядка. Второй - закон о профилактике преступности. Третий - об административном надзоре. Согласно этому проекту, правоохранители будут брать под особый контроль подозрительного человека. При этом такой надзор должен вводиться исключительно по решению суда, и когда есть к тому основания. Рецидивисты, матерые уголовники, экстремисты и им подобное - первые кандидаты на административный надзор. Согласно проекту, поднадзорному могут запретить выходить из дому ночью, посещать определенные места, переезжать в другое место без особого разрешения.
Еще один проект предлагает ввести более строгий контроль за оборотом взрывчатки и боеприпасов. Что же касается законопроекта о полиции, по мнению сенатора, проект хороший, и в целом антитеррористическая линия прописана в нем хорошо. Хотя после трагедии в Домодедово, не исключено, появятся какие-то новые правки в этом направлении.
А многочисленные камеры, установленные сегодня в городах, должны создавать единую систему наблюдения. Ведь сегодня многие коммерческие организации устанавливают видеонаблюдение - частные охранные фирмы, сетевые магазины, общественный транспорт и тому подобное.
По мнению Чекалина, можно включить всех операторов, сидящих за мониторами и наблюдающих жизнь большого города, в единую систему безопасности. Это не значит, что на людей наденут погоны. Нет, они останутся теми же самыми гражданами на той же зарплате. Но если они увидят что-то подозрительное, тут же просигнализируют в правоохранительные органы. Именно такую систему массового контроля за общественными местами предложил выстраивать Александр Чекалин.