Все последнее время мне ужасно хотелось, чтобы кто-нибудь из руководителей аэропорта Домодедово подал в отставку. Не дожидаясь выводов комиссий, расследований... Просто чтобы кто-нибудь вдруг заявил: "Ребята, мне стыдно... В аэропорт, одним из руководителей которого я являюсь, пришел террорист с огромным количеством взрывчатки... Я не буду кивать на другие ведомства просто потому, что у меня есть совесть. Если я - один из руководителей аэропорта, значит, я отвечаю за его нормальную жизнь. Если эта нормальная жизнь была нарушена столь трагически, значит, и на мне есть вина. Я ухожу".
Еще, говорят, у нас в стране есть люди и ведомства, которые борются с терроризмом. Ни после подрыва "Невского экспресса", ни после взрывов в метро и в Домодедово ни один из этих людей не сказал своему начальству: "Мы прошляпили теракт. Погибли люди. Мне стыдно. Я ухожу в отставку".
Не потому мне хочется подобные слова услышать, что я весь из себя такой кровожадный, а просто - надеюсь, не только мне - важно понимать, что кому-то из ответственных работников стало элементарно стыдно за то, что не предотвратили... Не меры безопасности, а наличие совести - гарантия того, что подобное не повторится.
Дождался я, увы, совершенно другого. Исполнительный директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин в интервью "Вестям FM" рассказал, что система "безопасности в аэропорту сертифицирована и лицензирована в соответствии со всеми нормативными документами, которые есть в этой отрасли..." А также в полемическом задоре заметил: "что в ряде СМИ проходит информация о том, что якобы входы в аэровокзал у нас не оборудованы металлоискателями либо оборудование находится в неработоспособном состоянии. Я хочу сказать, что это не соответствует действительности, что все металлоискатели на входных группах - они в рабочем состоянии и включаются при необходимости".
Хотелось бы, конечно, понять: при какой такой необходимости включаются металлоискатели? Я улетал из Домодедово незадолго до трагедии - металлоискатели, действительно, стояли, но не работали. Может, они, конечно, в рабочем состоянии не работали, но не работали...
В зал прилета, где произошла трагедии, любой человек может пройти без проблем. И даже подняться в лифте. Лифт - современный, большой, удобный, красивый. Как и аэропорт: современный, большой, удобный, красивый. И персонал вежливый. И даже с очередями здесь пытаются бороться и иногда побеждают.
И вот сюда спокойно вошел человек с огромным количеством взрывчатки и уничтожил, покалечил десятки невинных людей. Комиссии, я убежден, выяснят, кто виноват, исходя из буквы закона. Я - не об этом. Я - о чувстве стыда, с этим - как?
Сейчас в аэропортах заработали все металлоискатели. Естественно, перед ними возникли очереди. Много-много людей, беззащитная толпа...
В Питере из-за того, что не убирают улицы, погибла женщина-блокадница. Потом сосулькой убило ребенка. Потом стали убирать снег с крыши - рухнула крыша, есть жертвы. Губернатор обратилась к населению с просьбой без особой нужды из дома не выходить. Другими словами: желающих в мирное, замечу, время просто погулять по Питеру просят не беспокоиться.
Я приехал из Питера несколько дней назад. Я видел собственными глазами, как в центре города, недалеко от знаменитого БДТ, бабушки не могут идти по ледяному тротуару. Я своими глазами видел сосульки, сталактитами свисающие с крыш домов. Скользишь по льду, а сверху свисают сосульки... XXI век. Культурная столица России.
Кто виноват во всем этом? Жизнь виновата. Есть у нас один такой стрелочник, на которого легко можно свалить все: жизнь. Она ж тяжелая, причем всегда? Ну, вот... Она и виновата.
Почему пробки в Москве? Жизнь такая - машин много. А почему автомобили паркуются в два, а то и в три ряда, а у каждого торгового центра под знаком "стоянка запрещена" - десятки машин? В этом кто-то виноват?
У нас есть служба, которая должна регулировать дорожное движение? Есть. Все водители вам подтвердят. Почему не регулирует? Потому что жизнь тяжелая. Кто виноват? Никто не виноват.
Круг замкнулся.
Кто-то, наверное, скажет, мол, трагедия в Домодедово, зимние проблемы Питера и пробки - это же совсем разные вещи. Без сомнения. Но это - одна наша жизнь, в которой все связано: если никто не отвечает за большие трагедии, не найдешь виноватого и когда дело касается относительно небольших безобразий.
Вот если я не напишу колонку в "РГ" или не запишу телевизионную передачу, которая стоит в программе, я буду виноват. Меня накажут, а то и уволят, причем, что характерно, не дожидаясь решения никаких комиссий. И будут правы: я отвечаю за свое дело, и, если оно не сделано, значит, я виноват.
Конечно, нужны комиссии, которые расследуют трагедию, - это понятно. Но если террорист проносит в аэропорт огромное количество взрывчатки, а люди, отвечающие за жизнь аэропорта, за безопасность его, не сгорают со стыда, - разве не надо их наказывать?
Если в мирное время, при отсутствии каких-либо серьезных стихийных бедствий, руководитель большого города призывает людей не выходить из домов без необходимости, потому что это смертельно опасно, - в этой ситуации никто не виноват?
Мы как-то стали забывать, что у любого безобразия, любой трагедии есть не только авторы-исполнители, но и те, благодаря кому эти безобразия и трагедии случились. Есть конкретные люди, которые отвечали - и не сделали.
Честно говоря, я был очень рад, когда наш президент после трагедии в Домодедово уволил высокого начальника и заявил, что на этом увольнения не закончатся.
Потому что, когда за смерть людей никто не отвечает, это порождает невероятную атмосферу вседозволенности во всей стране. Если уж за гибель никто не ответил, то чего ж про возникновения пробок-то говорить?
Но ведь все, правда, просто: если тот, кто отвечает за какое-то дело, не может его делать, значит, его надо заменить на кого-то другого, кто попробует справиться.
Любая проблема - огромная и маленькая, простая и трагическая - имеет авторство. Начальник - это не тот, кто командует, а тот, кто отвечает за то, чем командует.
Если в возникновении пробок винить только жизнь, если с ними не борется даже ГИБДД, то их никогда невозможно будет победить: нельзя победить проблему, если в ее возникновении никто не виноват.
Если в Питере вторую зиму кряду можно объявлять чрезвычайное положение, значит, есть кто-то, кто не справляется со своими прямыми обязанностями.
Если террорист сумел пройти по Москве, войти в здание аэропорта и погубить десятки людей, значит, те, кто не должен был ему позволить это сделать, - виноваты.
Если у человека не получается делать то дело, за которое он отвечает, значит, ему придется подвинуться. Может, у другого получится?
И не надо все усложнять и кивать на непростую жизнь. Ей-богу, все просто.
Для меня гораздо более сложным кажется иной вопрос: как спится вам темными ночами, люди, с виной невиноватые?