Недавно "РГ" писала о том, что Сбербанк готовится забрать за долги контрольный пакет акций ОАО "Искитимцемент", принадлежащего группе компаний "РАТМ" предпринимателя Эдуарда Тарана. Теперь неприятности начались на другом контролируемом Тараном предприятии: компания-поставщик кальцинированной соды подала иск о банкротстве новосибирского завода стеклотары "Экран".
12 января пермская фирма "Брайф" обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании ОАО "Экран" банкротом. Как следует из иска, завод до сих пор не оплатил "Брайфу" поставленное по договору от 16 апреля прошлого года сырье на сумму 5,8 млн рублей.
Однако "Брайф" - далеко не главный кредитор новосибирцев. Общий долг "Экрана" перед различными юридическими лицами - в их числе Чешский экспортный банк и банк "Зенит" - на конец сентября 2010 года составлял 3,38 млрд рублей. Попытка привлечь заемные средства для реструктуризации кредиторской задолженности завода, предпринятая менеджментом перед новогодними праздниками, оказалась неудачной. Банк "Петрокоммерц" отказал "Экрану" в кредите на сумму 1,77 млрд рублей.
При всем том "Экран" демонстрирует неплохие экономические показатели. Выручка завода по итогам III квартала 2010 года составляла 1 млрд 075,6 млн рублей, чистая прибыль - 20,953 млн. На "Искитимцементе" ситуация схожая. Кредиторская задолженность ОАО по итогам девяти месяцев прошлого года превысила 3,1 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей приходится на Сбербанк. А финансовые показатели комбината за тот же период - 2,3 млрд рублей выручки, чистая прибыль - 15,49 млн.
Следует отметить, что недавно председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин назвал "Искитимцемент" в числе предприятий, на которых его ведомству удалось предотвратить искусственное банкротство. Не исключено, что процедура признания и "Экрана" несостоятельным может быть выгодна нынешнему собственнику завода, обремененному серьезными долговыми обязательствами.
Ведь кроме "Экрана" и "Искитимцемента", серьезные экономические проблемы испытывают и другие предприятия Эдуарда Тарана. Так, на ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат", считает бывший гендиректор предприятия Николай Фоменко, "идет подготовка к преднамеренному банкротству". Тяжелым бременем стал проект группы компаний "РАТМ" в Санкт-Петербурге. Ею в начале 2008 года была приобретена ЗАО "Русская содовая компания" и создано одноименное ООО, которым руководит Ирина Цветкова, гражданская жена Эдуарда Тарана, ранее возглавлявшая модельное агентство в Новосибирске. Было объявлено о строительстве завода архитектурного и автомобильного стекла в Санкт-Петербурге на уже арендованной у города площадке. Однако "РАТМ" не справился со взятыми обязательствами, что побудило городские власти поставить вопрос о расторжении договора аренды. И, несмотря на попытки "Русской содовой" оспорить это решение, накопилась крупная задолженность по арендной плате, которую "Русской содовой" приходится выплачивать по суду.
По мнению советника Института современного развития Никиты Масленникова, подобные ситуации возникают из-за того, что "все эти застарелые болезни неэффективного управления сегодня замазывать больше нечем, а банкам надо возвращать, естественно, кредиты". "Если не можете отдавать кредиты, нормальный рыночный механизм включается - смена неэффективного собственника на собственника эффективного", - констатирует экономист.
"Банкротство возникает не вообще абстрактно, а в результате того, что предприятия не возвращают полученные кредиты", - подтверждает член Общественной палаты, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. - Надо четко различать: банкротство и ликвидация предприятия - это одна история, а другая - смена собственника". Дискин отмечает, что, хотя второй вариант для предприятий лучше, нерадивым бизнесменам он невыгоден: "Новый собственник начинает санацию предприятия, анализирует работу менеджмента, начинает сокращать издержки, которые часто связаны с тем, что менеджмент ведет закулисные игры или просто ворует ресурсы".
Напомним, что в августе прошлого года Эдуарду Тарану было предъявлено обвинение в даче взятки сотруднику ДЭБ МВД России. Бизнесмен провел полтора месяца под арестом, пока не был отпущен судом под залог в 20 млн рублей. "Мой арест повлечет отзыв всех кредитных линий, что повлечет за собой банкротство предприятий", - предупреждал владелец "РАТМа" после ареста.
Но, видимо, предприятия холдинга не застрахованы от банкротства и тогда, когда Таран на свободе.