31.01.2011 21:15
    Поделиться

    Государство частично оплатит вывод рыболовных судов из ледового плена

    Государство совместно с рыбаками заплатит за проведение спасательной операции вывода судов изо льдов Охотского моря. Она длилась месяц и завершилась 30 января.  

    В международной практике расходы по спасению людей берет на себя государство, а судов - их владельцы. Как заявил вчера замминистра транспорта Виктор Олерский, необходимо разобраться, в какой пропорции будут производиться расчеты. В любом случае, государство не возьмет на себя 100 процентов оплаты всей спасательной операции. Как сообщил глава Росрыболовства Андрей Крайний, по предварительным оценкам, она обошлась от 150 до 250 миллионов рублей. Это не включая тех убытков, которые несут рыбаки из-за простоя судов. 

    Кстати, "Берег Надежды", который раньше "Содружества" был выведен на чистую воду, так и не подписал акт о спасении. А именно на основании этого документа происходит оплата. Так что придется поднимать вахтовый журнал и на его основании выставлять счет. 

    Надо сказать, что таких спасательных операций в России не было более сорока лет. В целом, по оценкам и Олерского, и Крайнего, она прошла успешно. Всего в ледовый плен попали 15 судов. Большинство из них вышли своим ходом. Но были и осложнения. Капитан "Мыса Елизаветы", несмотря уже на предупреждение, пошел в район льдов, чтобы разгрузиться, пренебрегая безопасностью экипажа. Он уже наказан и на год лишен права управления судном. По словам Крайнего, капитан рисковал не только жизнью своего экипажа, которого в один из моментов просто несло на скалы, но и подверг угрозе всю спасательную операцию. Ледоколам пришлось срочно переключаться на спасение "Мыса Елизаветы". 

    Олерский сообщил, что "разбор полетов" уже начался. Создана межведомственная рабочая группа, которая должна сделать выводы и составить список мер по обеспечению безопасности мореплавания в зонах активного рыболовства. В том числе это касается и правил дисциплины. В любом случае, при разборе полетов будет преобладать здравый смысл, так как были просчеты и со стороны Минтранса, и со стороны Росрыболовства. К сожалению, констатировал Крайний, пока нет реальных механизмов, которые бы заставили рыбаков, нарушающих дисциплину, оглядываться на превентивные меры. Вполне возможно, что один из органов исполнительной власти будет уполномочен оперативно закрывать районы, небезопасные для мореплавания. Сейчас, по словам Крайнего, рыбаки "любят совершать операции по перегрузке рыбы во льдах, там, где не качает". По словам Олерского, сегодня тоже есть возможность закрыть район для мореплавания. Но процедура довольно длительная. Необходимо приказ минтранса о закрытии акватории зарегистрировать в минюсте, а на это может уйти 30 дней. Крайний предложил закрывать район для мореплавания телеграммой, если есть угроза жизни экипажа. 

    Необходимо также решить вопрос и с обновлением ледокольного флота. Сейчас средний возраст ледоколов 35 лет, и они не настолько эффективны, как новые. Например, на ледоколах "Красин" и "Адмирал Макаров" не было механизма, который бы смывал лед с носа, что способствует более быстрому продвижению караванов во льдах. Ледовая пробка просто не давала идти, уточнил Олерский. В рамках федеральной целевой программы по развитию транспорта, есть перспективы по строительству дизельных и атомных ледоколов. Это важно еще потому, пояснил Олерский, что появились новые задачи по проводке судов на Северном морском пути. Ожидаемые объемы грузов к 2020 году показывают, что во льдах России нужно 5 атомных ледоколов. Что касается дизельных, то есть возможность строить их на основе частно-государственного партнерства. На данный момент уже есть спасательные суда ледового класса, которые работают на месторождениях и они вполне могут выполнять функции ледоколов. И развитие такого частного ледокольного флота является правильным направлением, считает замминистра. 

    Андрей Крайний подчеркнул, что все дисциплинарные меры, которые в ближайшее время будут введены по отношению к российским рыбакам, не касаются судов "под удобным флагом". Они подчиняются администрациям других государств, и если Мальта и Кипр следят за судовладельцами, которые ходят под флагами этих оффшорных зон, то Камбоджа особо за ними не смотрит. И весь интерес заканчивается после получения денег - трех тысяч долларов за комплект документов и флаг, констатировал Крайний.

    Поделиться