СТРОЯЩАЯСЯ в России первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) вошла в список 30 важнейших инноваций 2010 года, составленный французским аналитическим агентством L'Usine Nouvelle. ПАТЭС строит "Рос атом" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. В июне прошлого года на воду был спущен плавучий энергоблок, состоящий из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками ледокольного типа. Установленная электрическая мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 гигакалорий. Потенциальный срок эксплуатации станции - 38 лет.
"В отдаленных районах, куда невыгодно тянуть линии электропередачи или завозить топливо, постройка и эксплуатация ПАТЭС экономически значительно выгоднее постройки и эксплуатации наземных электростанций, - говорит замдиректора Института инновационной энергетики РНЦ "Курчатовский институт" Вячеслав Кузнецов. - Строительство ПАТЭС - это действие прорывного характера с экономической точки зрения, а для российской науки - новый виток развития атомной энергетики. Такие источники, как нефть и газ, - невозобновляемые, поэтому здесь нужно повернуться лицом к атомной энергетике, которая поможет заполнить нишу между углеводородным и термоядерным периодами. Таким образом, ПАТЭС становится для России удачной возможностью поднять свой рейтинг на мировом технологическом рынке".
По мнению замдиректора по науке Института энергетической стратегии Алексея Громова, использование ПАТЭС для энергоснабжения прибрежных районов Крайнего Севера станет очень востребованной разработкой, которая позволит обеспечить энергией удаленные нефте- и газопромыслы на Ямале и шельфе арктических морей. "Более того, это будет сделано с минимальным ущербом для окружающей среды, что в условиях уязвимой арктической природы приобретает особую значимость, - отмечает Громов. - С точки зрения технологий плавучая АЭС - это хорошая бизнес-возможность использовать в мирных целях достижения инженерной мысли российского ВПК в части строительства атомных реакторов малой мощности для ледоколов и подводных лодок".