Новости

01.02.2011 00:35
Рубрика: Власть

Кормушка закрывается

Госведомства потеряют свои полномочия в сфере аккредитации

Опубликован и вступил с силу Указ президента "О единой национальной системе аккредитации" ("Российская газета" от 26.01.2011), согласно которому, в течение года полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации будут переданы новому ведомству - Федеральной службе по аккредитации. Правительству поручается обеспечить создание данной структуры, которая будет находиться в ведении минэкономразвития с передачей ей соответствующих полномочий не позднее 1 января 2012 года. Единый орган по аккредитации в РФ создается в рамках единой национальной системы аккредитации.

Существующие до сегодняшнего дня "аккредитованные" системы сертификации самым несистемным образом формировались многочисленными федеральными органами исполнительной власти и организациями (Ростехрегулирование, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, МЧС России, Россвязь, Росреестр, и т.д.). В настоящее время в России действует 16 отраслевых систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. По мнению экспертов, все эти системы содержат в себе полный перечень конфликтов интересов и давно превратились в серьезное административное бремя для предпринимательской деятельности. Указ, по мнению экспертов, всех проблем не решит, однако есть шансы, что бизнесу дышать все же станет легче.

"Указ существенным образом меняет действующую систему аккредитации, заменяет ведомственный коррупционный подход по определению органов по сертификации, лабораторий и экспертов, осуществляющих оценку соответствия продукции, на объективный и независимый механизм, соответствующий международным принципам, - говорит Елена Ханова, директор программ Центра технического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. - Безусловно, бизнесу намного легче будет решать вопросы аккредитации: не придется обращаться в несколько органов для получения аккредитации, будут сокращены затраты времени, связанные с различием в процедурах аккредитации".

Данная единая система, по мнению эксперта, позволит, устранить монополизацию рынка услуг по оценке соответствия. Сможет создать органы по сертификации, которые будут подтверждать соответствие продукции всем установленным требованиям по принципу "одного окна", и изготовителям не надо будет получать многочисленные документы о безопасности одной и той же продукции в нескольких организациях.

Как добавила Ольга Пономарёва, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам", систематизируется и уберется лишнее из деятельности разномастных систем обязательной сертификации, испытательных лабораторий и органов по сертификации. Контроль за деятельностью аккредитованных лиц будет осуществляться более надежно, а порядок получения аккредитации станет более понятным. Правда, по словам эксперта, единый орган, контролирующий аккредитацию, должен следить за тем, чтобы установленные правила по выдаче сертификатов соответствия соблюдались действительно строго, потому что иначе мы не будем избавлены от того коррупционного "наследства", дух которого всегда присутствовал в сфере аккредитации и сертификации.

По мнению Владимира Буева, вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства, основные "посылы" документа весьма положительны, а именно: недопустимость совмещения полномочий единого национального органа по аккредитации и учредителя, полномочий по аккредитации и по оценке соответствия и т.д. "Особо хочется отметить, что сделана серьезная заявка по изъятию аккредитации из рук рентоориентированных ведомств - полномочия передаются в Минэкономразвития России, которое теперь и будет не только вырабатывать и реализовать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере аккредитации, но в прямом ведении которого будет находиться вновь создаваемая Федеральная служба по аккредитации, - заметил эксперт. - Подходы минэкономразвития в части воздействия любых регулирующих инструментов известны: любые новые регуляции возможны только в том случае, если это не давит предпринимательскую активность и не создает избыточных барьеров".

Как отметил Владимир Буев, сделан очередной шаг в административной реформе сферы аккредитации. Теперь надо делать и другой - изымать соответствующие функции у министерств и ведомств, которые занимались этим прежде, и сокращать там персонал. "Надо, чтобы не получилось, как предлагалось ранее: аккредитацию выдает один орган, а затем ведомства по профилю на втором круге ада вдруг начинают "уполномачивать", по сути на то же самое, уже аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Такие попытки делались всегда, будут они и дальше", - заметил эксперт.

Помимо этого, по мнению участников рынка, в документах есть много понятийных пробелов, что также вызывает вопросы.

"Принятый указ открывает новую страницу в оценке соответствия и вводит понятия "аккредитация" и "единый орган по аккредитации", - говорит Алексей Шалин, эксперт "Деловой России", президент сертификационного центра "Контстанд". - Формально это на первый взгляд соответствует той тенденции развития, которая имеет место в Европе. Но главный вопрос в механизмах реализации, что из данного документа не очевидно, и это порождает много вопросов и сомнений, связанных с доверием к аккредитации. А доверие - это основа последующих признаний результатов оценки соответствия. В документах есть много понятийных пробелов, что также вызывает вопросы. Если появятся механизмы реализации данного документа, то можно будет судить о возможной его результативности и эффективности. Время покажет".

Власть Работа власти Госуправление