Новости

01.02.2011 00:45
Рубрика: Власть

Спор по стандартам

Минэкономразвития поправит закон о международном коммерческом арбитраже

Россия согласует свои действующие положения законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования практики международного коммерческого арбитража. Минэкономразвития совместно с заинтересованными органами государственной власти подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже".

Как пояснил Дмитрий Давыденко, юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", изменения учитывают опыт применения Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" (МКА) (этот опыт составляет более 16 лет) и принятые в 2006 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) изменения в Типовом законе о международном торговом арбитраже, по образцу которого принят данный Закон РФ.

В частности, поправки предлагают установить правила об учете при толковании закона его международного характера, необходимости содействия соблюдению добросовестности, а также учета принципов, на которых закон основан. Как показала международная практика, в последние годы к первоочередным направлениям совершенствования правового регулирования международного коммерческого арбитража прежде всего относятся вопросы формы арбитражного соглашения, а также применение обеспечительных мер. Законопроект обеспечивает возможность заключения арбитражных соглашений различными способами, включая электронные сообщения. Более четко и детально регулирует положения о принятии международным третейским судом обеспечительных мер. Он дает сторонам возможность договориться об окончательности арбитражного решения, исключив возможность его оспаривания в суде (по аналогии с положением ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" 2002 г.).

Эксперты считают, что данные изменения давно назрели.

"Предлагаемые изменения необходимы для того, чтобы учесть современную практику заключения арбитражных соглашений различными способами и обеспечить оправданную либерализацию требований к их форме, - отметил Дмитрий Давыденко. - Повысить эффективность важнейшего института обеспечительных мер в МКА и привести российское регулирование МКА в соответствие с международными стандартами. Увеличив предсказуемость и единообразие толкования положений Закона о МКА, поможет повысить привлекательность сделок с участием российских лиц в глазах зарубежных партнеров".

Сегодня, по словам эксперта, по историческим причинам популярность МКА в странах Восточной Европы ниже, чем в Западной, однако существует устойчивая тенденция к росту такой популярности. "В силу конфиденциальности условий международных сделок и арбитражных разбирательств невозможно привести конкретные статистические сведения, насколько часто российские лица избирают для разрешения споров МКА. Однако несомненно, что в международных сделках МКА традиционно является основным способом разрешения споров", - заметил Дмитрий Давыденко. Это, по мнению эксперта, связано с тем, что разрешение спора в государственном суде в стране одной из сторон обычно неудобно и часто неприемлемо для другой стороны, а также с тем, что нередко признание и приведение в исполнение решения иностранного государственного суда в стране ответчика оказывается невозможным в силу отсутствия соответствующего международного договора или особенностей внутреннего права. Участвуя в международной торговле, российский бизнес также обращается к использованию общепризнанного в мире способа разрешения споров, каким является МКА.

"Изменения отражают потребности бизнеса в эффективном разрешении международных споров, - отметил Дмитрий Давыденко. - В этой связи эти изменения, несомненно, можно приветствовать. Вместе с тем изменения не вполне достаточно помогают достичь эти цели: например, в закон не включены внесенные в Типовой закон ЮНСИТРАЛ положения о приведении в исполнение обеспечительных мер, принимаемых третейским судом. Это снижает эффективность предлагаемых положений по совершенствованию института обеспечительных мер".

Власть Работа власти Судебная система Власть Работа власти Госуправление Экономика Финансы Налоги Правительство Минэкономразвития
Добавьте RG.RU 
в избранные источники