01.02.2011 00:45
    Поделиться

    Россия согласует закон о международном коммерческом арбитраже с мировым законодательством

    Минэкономразвития поправит закон о международном коммерческом арбитраже

    Россия согласует свои действующие положения законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования практики международного коммерческого арбитража. Минэкономразвития совместно с заинтересованными органами государственной власти подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже".

    Как пояснил Дмитрий Давыденко, юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", изменения учитывают опыт применения Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" (МКА) (этот опыт составляет более 16 лет) и принятые в 2006 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) изменения в Типовом законе о международном торговом арбитраже, по образцу которого принят данный Закон РФ.

    В частности, поправки предлагают установить правила об учете при толковании закона его международного характера, необходимости содействия соблюдению добросовестности, а также учета принципов, на которых закон основан. Как показала международная практика, в последние годы к первоочередным направлениям совершенствования правового регулирования международного коммерческого арбитража прежде всего относятся вопросы формы арбитражного соглашения, а также применение обеспечительных мер. Законопроект обеспечивает возможность заключения арбитражных соглашений различными способами, включая электронные сообщения. Более четко и детально регулирует положения о принятии международным третейским судом обеспечительных мер. Он дает сторонам возможность договориться об окончательности арбитражного решения, исключив возможность его оспаривания в суде (по аналогии с положением ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" 2002 г.).

    Эксперты считают, что данные изменения давно назрели.

    "Предлагаемые изменения необходимы для того, чтобы учесть современную практику заключения арбитражных соглашений различными способами и обеспечить оправданную либерализацию требований к их форме, - отметил Дмитрий Давыденко. - Повысить эффективность важнейшего института обеспечительных мер в МКА и привести российское регулирование МКА в соответствие с международными стандартами. Увеличив предсказуемость и единообразие толкования положений Закона о МКА, поможет повысить привлекательность сделок с участием российских лиц в глазах зарубежных партнеров".

    Сегодня, по словам эксперта, по историческим причинам популярность МКА в странах Восточной Европы ниже, чем в Западной, однако существует устойчивая тенденция к росту такой популярности. "В силу конфиденциальности условий международных сделок и арбитражных разбирательств невозможно привести конкретные статистические сведения, насколько часто российские лица избирают для разрешения споров МКА. Однако несомненно, что в международных сделках МКА традиционно является основным способом разрешения споров", - заметил Дмитрий Давыденко. Это, по мнению эксперта, связано с тем, что разрешение спора в государственном суде в стране одной из сторон обычно неудобно и часто неприемлемо для другой стороны, а также с тем, что нередко признание и приведение в исполнение решения иностранного государственного суда в стране ответчика оказывается невозможным в силу отсутствия соответствующего международного договора или особенностей внутреннего права. Участвуя в международной торговле, российский бизнес также обращается к использованию общепризнанного в мире способа разрешения споров, каким является МКА.

    "Изменения отражают потребности бизнеса в эффективном разрешении международных споров, - отметил Дмитрий Давыденко. - В этой связи эти изменения, несомненно, можно приветствовать. Вместе с тем изменения не вполне достаточно помогают достичь эти цели: например, в закон не включены внесенные в Типовой закон ЮНСИТРАЛ положения о приведении в исполнение обеспечительных мер, принимаемых третейским судом. Это снижает эффективность предлагаемых положений по совершенствованию института обеспечительных мер".

    Поделиться