Концепция ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)" предусматривает начиная с этого года изучение и оценку туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма. Хорошо, если в регионе есть потенциал для развития пляжного или, например, экологического туризма. А если регион индустриальный? В Ростуризме считают перспективным развитие промышленного туризма, который сейчас очень популярен на Западе.
В России на промышленный туризм приходится всего 1% туррынка. Львиную долю этого объема занимают две столицы. Конечно, потенциал есть у многих российских городов.
"Многие города России могут стать центрами промышленного туризма: Челябинск, Воронеж, Липецк. Заинтересован в привлечении туристов и Череповец. Несмотря на свою древнюю историю, этот город в первую очередь ассоциируется с промышленностью, это и решили использовать местные власти, чтобы заинтересовать путешественников. Город расположен на Волго-Балтийском
пути, через него ежегодно на теплоходах проплывают десятки тысяч туристов, однако задерживается всего 1% из них, - сообщила "РБГ" главный специалист-эксперт Управления развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов Ростуризма Екатерина Гусева. - Туристам было бы интересно побывать на крупнейших промышленных предприятиях России, развеять представления о том, что в России используются только старые, убогие технологические мощности. Они могли бы увидеть, что даже в глубинке есть суперсовременные металлургические и химические производства, аналогов которым нет не только в России, но и в мире".
Свой промышленный потенциал пытается по достоинству оценить Свердловская область. Как сообщили "РБГ" в министерстве культуры и туризма области, целевая областная программа поддержки туризма, принятая на 2011-2016 годы, предусматривает в том числе и развитие промышленного туризма. В министерстве уверены: в Свердловской области много интересных для туристов промышленных объектов (карьерные разработки Качканарского ГОКа, Асбестовского рудоуправления и т.д.).
Один из индустриальных проектов в Свердловской области реализуется с 2010 года. Это, рассказывает главный специалист по инновациям министерства культуры и туризма области Наталья Квашнина, "Старый Невьянский завод". За прошлый год его посетило более 100 тысяч человек. Комплекс необходимо реставрировать, например, бывшие домны "Анна" и "Елена" сейчас находятся в плачевном состоянии, а тут планируют разместить музей "Тайны металла" и Астрологический центр. А рядом с Невьянской наклонной башней планируют возвести "Господские хоромы" как выставочную и конгрессную площадку Невьянского государственного историко-архитектурного музея.
- Рядом уже формируется комплекс туристской инфраструктуры - места размещения, питания, проведения досуга. Мы планируем, что к 2016 году Невьянск станет одним из самых востребованных туристских объектов уральского региона, - говорит Наталья Квашнина.
Несмотря на то что индустриальных проектов, которые вынашивает Министерство культуры Свердловской области, довольно много, региональные туроператоры не готовы вкладывать свои деньги в разработку туров, уверены в министерстве области. На самом деле промышленный туризм не слишком прибылен и туроператоры, которые занимаются промтурами, еще не ворочают миллионами. Как рассказала "РБГ" директор туристической компании G Look (Екатеринбург) Вера Кейсер, ее компания менее года назад сменила профиль и стала заниматься индустриальным и стоматологическим туризмом. Конкурентов немного, и есть возможность развивать свой бизнес. Хоть статья расходов на поддержку промышленного туризма в целевой программе Свердловской области заложена, пока что компания G Look за таковой в министерство культуры и туризма не обращалась. Тем не менее информационную поддержку от министерства получает.
- Сейчас наши туры в основном востребованы местными жителями, впрочем, именно на них и ориентируются предприятия региона, - рассказывает Вера Кейсер. - Для предприятий это хорошая возможность прорекламировать свой товар. Сейчас министерство культуры помогает нам наладить контакт с некоторыми предприятиями, куда нас не хотят пускать.
С подобными проблемами сталкиваются все туроператоры, которые занимаются промышленным туризмом, уверен управляющий партнер компании "Промтур" Сергей Богданов. Он признается, что во время переговоров с руководителями разнообразных фабрик и заводов приходится отвечать на вопросы, например о шпионаже. Часто руководители предприятий не понимают, кому может быть интересно посещение работающего завода или процесс производства.
- Переспрашивают, будем ли мы водить к ним людей, а потом удивляются, мол: "Вы сектанты какие-то?" - говорит Сергей Богданов. - Пускают на территорию экскурсии единицы. Иногда рационально объяснить свой страх перед экскурсией руководитель предприятия не может. Опасаются, например, что кто-то из наших клиентов испортит процесс производства. Хотя за полтора года нашей деятельности подобных эксцессов не возникало.
Об ограниченном допуске на разнообразные предприятия говорит и заместитель гендиректора туристической компании "Две столицы" Дмитрий Мигунов. Он признается: и хотелось бы расширить ассортимент поездок для клиентов компании, да не удается.
- Никакие доводы не срабатывают, - рассказывает Дмитрий Мигунов. - Я даже не знаю, может быть, некоторые руководители ждут каких-то откатов?
Тем не менее промышленные экскурсии для предприятия выгодны. Одна из главных причин такой выгоды - реклама собственного продукта. Кроме прочего, пусть и небольшие, но денежные поступления, а также демонстрация лояльного отношения компании к потребителю. Специалисты говорят и о еще одном моменте: некто, посетивший предприятие и заинтересовавшийся производством, впоследствии может прийти туда работать. Есть и специфические моменты, характерные для определенных компаний. Например, атомные электростанции демонстрируют потребителю электроэнергии свою безопасность. Начальник отдела маркетинга и туризма НПО "Синь России" Алла Шкинева говорит и о популяризации народных промыслов.
- Цель экскурсии на наше производство - популяризация исконно русской традиции гжели. Нас любят посещать и иностранцы, ведь для них гжель - диковинка. Мы рассказываем о процессе производства. Своими силами организовываем все экскурсии, - говорит она.
То, что маршруты туроператоров сконцентрированы в основном в пределах одной области, объясняется дороговизной поездки на дальние расстояния.
- Мы не можем в данный момент возить экскурсии на дальние расстояния, - говорит Дмитрий Мигунов. - Не будет такого количества желающих. Слишком дорого.
Есть и другие проблемы. "Необходимо оформить довольно большое количество документов перед поездкой, а потом еще и разместить туристов, - объясняет Сергей Богданов. - А ведь туристическая инфраструктура дальних регионов не слишком развита".
Впрочем, проблемы с оформлением документов зачастую появляются и у тех туристов, которые не собираются покидать пределы своей области. Так, Алла Шкинева говорит, что в связи с большим количеством документов, которые необходимо оформить, чтобы привезти экскурсию школьников из Москвы на НПО "Синь России" в Гжель, во время кризиса 2008-2009 гг. количество туристов, которые посещали их предприятие, уменьшилось.
Фото: РИА Новости