Репертуар разговоров в эфире оказался на минувшей неделе необыкновенно насыщенным и разнообразным: о патриотизме, об антипатриотизме, о духовности, о надобности дресс-кода (от отца Всеволода Чаплина), о Ельцине, о пользе обрезания крайней плоти (от доктора Елены Малышевой) и много еще о чем. И все это - на фоне дискуссий по поводу взрыва в Домодедово, его версий, его последствий...
Телеобозреватели сразу и по привычке ударились в хронометрирование: какой телеканал оперативнее и полнее отреагировал на трагическое событие.
По привычке они отметили, что ни один из них не смог конкурировать с информационной стремительностью Интернета, который отозвался мобильными картинками пользователей ЖЖ через считаные минуты. Далее - агентства, первым из которых оказалось РИА Новости. И далее - телеканалы.
Со старта первым ушел непринужденный и легкий на подъем "Дождь". Этот вещатель - новичок. Понятно, он еще не волшебник; он только учится, но учится быстро и старательно. Канал выиграл на короткой дистанции, поскольку не должен был согласовывать свои действия с вышестоящими инстанциями. Он первым показал не только видеозаписи с мобильников, но и того человека, который находился в непосредственной близости от эпицентра взрыва и чудом уцелел. Он первым в телеэфире рассказал о гибели драматурга Анны Яблонской. Потом ее историю раскручивали все остальные телекомпании.
В море версий и предположений, куда ведут следы преступления, "Дождь" скорее прочих нащупал его связь с террористической активностью так называемого "ногайского батальона".
Если идти дальше по информационной дистанции, то как было не заметить, что "Дождь" скорее и точнее других конкурентов препарировал ситуацию в Тунисе и в Египте. Это его продюсеры и редакторы догадались пригласить в эфир бывшего посла в Тунисе Вениамина Попова, который глубже других специалистов обнаружил понимание тех социально-политических процессов, что идут на Ближнем Востоке.
Большие телеканалы отыгрались в конце недели. Но это уже было не так горячо. А "Дождь" - действительно многообещающее начинание, выдержавшее испытание в экстремальной информационной ситуации.
Что еще подкупает в этой телекомпании, - ее открытость. Наши государственные и коммерческие телеканалы - абсолютно закрытые организации, способные поспорить по этой части со спецслужбами.
"Дождь" допускает своих телезрителей в святую святых - в news room. И мы можем увидеть, "как это делается". Можем видеть, как и из чего готовятся вечерние новости. А затем нам предлагается посмотреть в живом эфире "разборы полетов". Рядом с "картинкой" бегут СМСки откликов на сюжеты и их оценки.
По моему ощущению, на российскую почву с "Дождем" упало зерно Общественного телевидения, о котором мы так много и упорно говорили в 90-е годы. Оно уже слегка проросло, в чем могли убедиться в эти дни те, кто имел возможность его видеть на мониторах своих компьютеров.
Другое дело, что российская почва не слишком благодатная. Тут так просто не вырастишь. Но будем надеяться.
***
Вот мы все пытаемся взрастить патриотическую эмоцию. Главный по этому делу у нас - Андрей Малахов. Совсем недавно он возбуждал у населения РФ гордость за Родину, афишируя сексуальную привлекательность разведчицы Анны Чапман. На сей раз у себя в студии "Пусть говорят" он организовал чествование молодежной сборной по хоккею, выигравшей чемпионат мира.
Нет, чтобы просто порадоваться победе, посмаковать голы, самые драматические мгновения финала и предыдущих игр, - так нет, большому патриоту Малахову понадобилось отыскать врага России. И "враг" отыскался. То был блогер, который в Сети резко осудил инцидент, случившийся в аэропорту. Его поместили в центр студии и обрушили на него гнев собравшихся болельщиков.
Наличие "антипатриота", разумеется, повысило градус гордости присутствовавших великороссов. Но, что примечательно, дальше разговор пошел уже не столько о победе, сколько об извечных недругах России, из чего в который раз стало понятно, что ненавидеть у нас привычнее, прибыльнее, чем любить, и весь наш патриотизм по большей части замешан на культе осадного синдрома.
***
Еще одним врагом народа у нас числится первый президент РФ Борис Ельцин. Поэтому легко могу представить, какой приступ раздражения у значительной части аудитории вызвали две программы, ему посвященные. Одна на НТВ - "Борис Ельцин в кругу семьи", другая - на "России 1" - "Борис Ельцин. Жизнь и судьба".
Надо признать: нынешняя социально-политическая ситуация в стране - не лучший фон для сколько-нибудь объективного взгляда на роль Бориса Ельцина в постсоветской истории. Но и не оценить отвагу обоих каналов, рискнувших пойти против течения рейтингового интереса, невозможно.
Если же попробовать объяснить суть драматической перемены в отношении народной массы к Ельцину, то вернее всего ее определил один из участников документального фильма: "Человек дал людям Свободу. А Свобода набросилась на него".
Она его до сих пор казнит за то, что он им дал ее.
***
Хитами недели тем не менее стали не помянутые выше программы.
Доктор Елена Малышева в утреннем эфире, за завтраком взрослых и детей, решила рассказать о пользе обрезания. Причем сделать это она решила предельно наглядно и понятно. На сцену доктор вызывает молодую женщину с тем, чтобы она изобразила мужской половой член. Крайняя плоть - ее джемпер, воротник которого вытягивается и завязывается над хорошенькой головкой и затем отрезается портновскими ножницами.
Такая вот порнография на службе просвещения в эфире Первого канала.
После этого можно и потребовать: "Гинекологическое кресло - в студию!".
Его в субботу вечером доставили в программу "Детектор лжи". В кресло посадили барышню двадцати одного года. "Гинеколог" Малахов заглянул во внутреннюю плоть пациентки. Там он обнаружил, что она была изнасилована, в ходе чего испытала острые сексуальные эмоции, подрабатывала оказанием интимных услуг богатым мужчинам. Мама ее поколачивала и называла шлюхой. Дочка обижалась и однажды во сне ее убила. За такие откровения она почти, было, заработала полмиллиона рублей. Ей бы остановиться в самораздевании... Да жадность девушку сгубила.
Такая вот порнография на службе морали.
***
Неделю завершала "Своя колея", посвященная Высоцкому. Концерт в этом формате, как всегда, оказался неровным. Запомнилось выступление Сергея Безрукова. Особенно его "Где мои семнадцать лет...", а в ушах еще долго звучала песня, исполненная Валерием Золотухиным, "Скажи спасибо, что еще живой".
Наверное, потому, что звучала она в рифму с последними событиями.