Запрет на экспорт зерна из России в этом сезоне не мог спровоцировать волнения в Египте, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Каир в последние годы был крупным покупателем нашей пшеницы. Засуха в этом сезоне не позволила России сохранить за собой место среди продавцов зерна. Однако и в этих условиях российские экспортеры выполнили условия выигранных ими до запрета экспорта египетских государственных тендеров на поставки пшеницы, сообщил Александр Корбут.
После запрещения экспорта российские бизнесмены закупали ее, например, в Казахстане, и таким образом отвезли в Египет около 500 тысяч тонн зерна. Эксперты считают, что на каждой тонне они теряли при этом по 20-30 долларов.
Тем не менее вопрос о цене куска хлеба все-таки, видимо, повлиял на настроения народа в арабских странах. Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) - показатель цен на основные продукты питания на мировом рынке - достиг своего пика в декабре 2010 года. "Испытав этот ценовой шок всего спустя два года после кризиса 2007-2008 годов, мы всерьез обеспокоены осложнениями на продовольственных рынках наиболее уязвимых стран", - заявил директор управления ФАО по поддержке стратегического и программного развития ФАО Ричард Чайна буквально накануне лавины революционных выступлений в арабских государствах. За полгода цена на зерно на мировом рынке взлетела почти вдвое. Это очень много. Эксперты сходятся во мнении, что уход с рынка России не мог дать такой мощный толчок ценам, и объясняют их рост спекулятивным фактором.
Косвенно рост цен на мировом рынке зерна, который наблюдается в последние месяцы, мог стать одним из катализаторов волнений в арабских странах, соглашается вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Но, по его мнению, далеко не единственным. Такие страны, как Алжир и Иордания, например, заранее провели тендеры и закупили зерно. Таким образом, текущий рост котировок на мировом рынке не может прямо влиять на розничные цены в этих странах. С другой стороны, цены на самые дешевые лепешки в Египте не меняются уже несколько десятилетий. Это так называемый социальный хлеб, который до сих пор достаточно эффективно стабилизировал ситуацию в стране. В общем, дело, видимо, не только и не столько в хлебе насущном.
Хотя в перспективе именно его цена может стать главным фактором стабильности не только в арабском мире. По мнению Александра Корбута, сотни миллиардов долларов, не обеспеченные ростом мировой экономики, которые США сейчас печатают и бросают на выкуп долговых обязательств, непременно придут на рынки коммодитиз, в том числе зерна. И это приведет к дальнейшему росту цен на него.