В борьбе с инфляцией Центробанк намерен использовать все имеющиеся инструменты. Учетные ставки ЦБ все-таки могут быть подняты в первой половине этого года. "Мы очень серьезно оцениваем инфляционные риски", - заявил вчера журналистам первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев.
Между тем, вчера он сообщил, по его выражению, приятнейшее известие. Завершен первый этап переговоров о слиянии двух российских бирж - ММВБ и РТС. Подписано соглашение о намерении приобрести контрольный пакет акций РТС акционерами ММВБ, рассказал Улюкаев.
Этот документ, правда, пояснил он, пока не имеет юридической силы. Но предполагается, что к подписанию подобных документов можно будет подойти уже к середине апреля. На закрытие самой сделки потребуется еще пара месяцев. Окончательно она будет оформлена в первой половине этого года. А Центробанк, которому принадлежит сейчас 36 процентов акций ММВБ, будет постепенно избавляться от своего пакета, говорит Улюкаев. Вероятнее всего, эта перспектива 2-3 лет, прогнозирует он. И не стал конкретизировать, какой будет капитализация объединенной компании. Но пояснил, что шаг по объединению даст большую синергию. В дальнейшем ее планируется вывести на публичное размещение акций, и ЦБ не будет участвовать в их покупке. А уже после объединения доля Банка России снизится до 30 процентов. На рынке было беспокойство, что ЦБ как мажоритарный акционер будет подавлять других акционеров, пояснил Улюкаев. В этой связи, говорит он, мы заявили публично: ЦБ намечено движение по выходу из капитала создаваемой компании. Нам хотелось бы, чтобы она была максимально ориентирована на клиентов, были созданы условия для более эффективной работы, пояснил первый зампред ЦБ.
Заметим, что разговоры об объединении двух площадок ведутся уже несколько лет. Считается, что такой шаг позволит сделать более привлекательным российский фондовый рынок и будет одним из этапов на пути построения Международного финансового центра в Москве. Именно в рамках деятельности по формированию финцентра появилась идея укрепления инфраструктуры финансовых рынков, пояснил Улюкаев. Целью объединения является увеличение ликвидности на российском финансовом рынке, создание более удобных условий для работы инвесторов и эмитентов, дополнительная защита прав участников рынка, продолжил первый зампред ЦБ.
Впереди, говорит он, предстоит еще большая работа. Но главное достижение - акционеры ММВБ и РТС едины в видении ситуации и намерении произвести объединение двух групп. Удалось договориться и о финансовых параметрах сделки. При этом стоимость РТС определена в 1,15 миллиарда долларов, ММВБ - 3,45 миллиарда долларов. На 35 процентов сделка будет оплачена денежными средствами, на 65 процентов - долей участия в капитале. При этом Улюкаев не стал отрицать, что, в принципе, речь идет не о слиянии, а дружественном поглощении. Именно этот термин, уточняет он, и содержится в документах. При этом, как заверяют представители РТС, крупнейшие акционеры биржи из числа частных банков и инвестфондов уже заявили о намерении продать свои пакеты.
Что же касается инфляции, то Улюкаев разъяснил журналистам принятое в начале этой недели советом директоров Банка России решение. Напомним, что большинство участников рынка ожидали из-за разгона инфляции повышения процентных ставок ЦБ. Но он пошел другим путем. И оставил ставки неизменными, но повысил нормативы обязательных резервов по заимствованиям банков на внутреннем и особенно внешнем рынке. Мы стараемся готовить участников рынка к своим действиям, но всегда говорим, что у нас не один, а несколько инструментов, пояснил Улюкаев. И в дальнейшем, по его словам, ЦБ также будет пользоваться для сдерживания инфляции разными механизмами. При этом, не исключил он, потенциал повышения ставок в первом полугодии все же существует.
Прокомментировал первый зампред ЦБ и возможную продажу пакета акций Банка Москвы, принадлежащего столичному правительству. Доля в 46 процентов акций, считает он, может быть продана во втором квартале этого года. Отметим, что потенциальным покупателем правительственного пакета является госбанк ВТБ. Причем московское правительство, возможно, не будет выставлять свой пакет на открытый аукцион. Такая форма продажи, дал понять Улюкаев, вполне допустима. Это, говорит он, решение продавца.