Новости

02.02.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Острова не уходят

Россия планирует государственные инвестиции в Курилы на десятилетия вперед

Новая "курильская программа" станет важной частью федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года. Министр регионального развития Виктор Басаргин сообщил об этом во время рабочей поездки на Кунашир и Итуруп - острова на юге Курильской гряды.

Проект программы будет готов к апрелю. Ее "курильская" часть станет, очевидно, логическим продолжением ныне действующей федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов. "В последнее время есть серьезные подвижки и с точки зрения строительства инфраструктуры, и с точки зрения качества жизни на Курилах", - заявил министр регионального развития России. В течение трех лет - с 2007 по 2010 год - в рамках курильской программы сдан в эксплуатацию 21 объект: причалы, больницы, детские сады. Строятся аэропорты, вертолетодромы, автодороги. Для того, чтобы выполнить программу до 2015 года потребуется еще больше 13 миллиардов рублей.

В прошлом году на Курилах впервые в истории побывал глава Российского государства. Президент Дмитрий Медведев подчеркнул тогда, что "все острова Курильской гряды - территория Российской Федерации. Это наша земля, и мы должны обустроить Курилы, сделать так, чтобы наши люди там жили по-человечески".

Курилы - это не только наша земля, но и наше море. Во-первых, они с геостратегической точки зрения являются воротами в Охотское море - самое рыбное в мире, на шельфе которого к тому же разведаны колоссальные запасы нефти и газа. Более того - в двухсотмильной исключительной экономической зоне России вокруг Курил сосредоточено более 500 тысяч тонн в год водных биологических ресурсов - краба, гребешка, морского ежа, кальмара, сайры, лососей, трески, минтая. При этом пока на всей Курильской гряде живут считаные тысячи российских граждан.

Меркантильный интерес японцев к этой земле до последнего времени подкреплялся таким аргументом: да вы, русские, тут ничего не строите, острова вам не нужны, отдайте их нам. Но теперь Токио становится труднее мотивировать свое стремление добраться до российских Курил.

Из Москвы до Курильских островов - десять с половиной часов лета. Кунашир встретил на редкость ярким солнцем и легким морозцем, Итуруп - колкой метелью, оба - общими проблемами. Одни и те же факторы сдерживают развитие экономики Курильских островов: удаленность от Сахалина и материка, сложные логистические схемы грузо- и пассажироперевозок, повышенные риски ведения хозяйственной деятельности из-за суровых природных условий и сейсмической активности, слабое развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Свести к минимуму инфраструктурные ограничения должно выполнение федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы". Кстати, это уже вторая Курильская ФЦП. Первая, рассчитанная на 1994-2005 годы, при плановом объеме в 14,8 миллиарда рублей была профинансирована всего на 3,1. Со второй дело обстоит явно лучше: за четыре года, что она действует, государственные капитальные вложения были профинансированы на 106,3 процента, в том числе из федерального бюджета - на 98,7, из консолидированного - на 197 процентов. С тем, как воплощается в жизнь целевая программа, и знакомилась федеральная делегация, поэтому в ее составе - представители Росрыболовства, минтранса, минэкономразвития, минэнерго, минздравсоцразвития и минфина.

С островами налажено авиа- и морское сообщение: дважды в неделю летает "борт" из Южно-Сахалинска и дважды приходит судно. Но по погоде. И не редкость случаи, когда дорога занимает по трое суток. Обеспечение транспортной доступности - одна из важнейших задач. Министр регионального развития проверил готовность аэропорта Менделеево на Кунашире, к реконструкции которого приступили почти десять лет назад. Нарядное бело-голубое здание, оттеняемое снежным конусом вулкана, в апреле должно принять пассажиров, а обновляемая полоса, по заверениям начальника порта, комфортнее, чем в Южно-Сахалинске. Острее проблема на Итурупе: аэропорт Буревестник создан еще в военные годы, взлетно-посадочная полоса обрывается прямо в океан. Решением станет скорейшее завершение строительства воздушного порта Итуруп. Кстати, капризная курильская погода едва не оставила представителей министерств и ведомств на острове - усилившаяся метель обещала в любой момент отменить спецрейс.

Еще один объект министерского интереса - глубоководный причальный комплекс в Южно-Курильской бухте. Здесь выстроен 125-метровый пирс для приема судов с осадкой до семи метров. Жизнь и экономика Кунашира уже меньше зависят от погоды: прежде на рейде во время крупного волнения океана грузовые операции не проводились. Обеспечение транспортной доступности Курильских островов Виктор Басаргин обозначил как крайне важную задачу. У причала стоял траулер "Атлас", и Виктор Басаргин - в обсуждение перспектив развития рыбохозяйственной отрасли - заглянул в трюм и поднялся на мостик.

Островные дороги, геотермальные станции, рыбоводный завод, системы топливообеспечения, портпункт, новые дома-"термосы" для бюджетников успела посетить делегация за два дня.

- Для нас как региональной власти чрезвычайно важно закрепить население на этой экстремальной территории, - отметил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. - Необходимо продолжить работу по созданию комфортных условий проживания на островах, обеспечению людей жильем. Дети здесь должны получать хорошее среднее образование. Тогда людям и не захочется уезжать.

И все же, будет ли на островах значительное постоянное население?

- Будет, - уверенно заявляет жительница Курильска Светлана. - У нас с каждым годом рождается все больше детишек.

В райцентре строится детский сад. Причем даже с его вводом старый закрывать не собираются - еще пригодится.

Экономика Филиалы РГ Дальний Восток Правительство Минэкономразвития ДФО Сахалинская область Курильские острова
Добавьте RG.RU 
в избранные источники