Восточноевропейская рок-группа Omega записала альбом с симфоническим оркестром

Omega для Венгрии и Восточной Европы примерно то же самое, что для России "Парк Горького" и "Машина времени" одновременно. Теперь знаменитая венгерская рок-группа представила альбом "Рапсодия" и впервые собирается на гастроли в нашу страну.

Во времена СССР лучшая рок-музыка из всех социалистических (тогда еще) стран была в Венгрии. А самой знаменитой группой считалась Omega. Были группы и более оригинальные, и более рафинированные, но парни из "Омеги", которых называли "венгерскими Rolling Stones", а затем - "венгерскими Pink Floyd", олицетворяли своей музыкой стиль и время. Коллектив был популярен по всей Европе, включая Великобританию, - достаточно вспомнить, что в 77-м году венгры опередили в хит-параде альбом Pink Floyd Animals. С начала 70-х состав группы не менялся, да и неторопливая, мощная и красивая музыка на пересечении арт-, спейс- и хард-рока менялась не сильно. А песня "Девушка с жемчужными волосами" стала не просто одной из величайших рок-баллад в истории жанра, но и одним из хитов дворовой культуры 70-х. В этом определении нет ни капли иронии - эту песню позднее перепели Scorpions, и под названием White Dove она стала мировым хитом уже и в исполнении культовых немцев.

Есть и еще одна композиция венгров - Lena, посвященная сибирской реке, одновременно распевная и танцевальная - ее помнят тысячи слушателей в нашей стране. Но Omega - парадоксально! - никогда не выпускала дисков на территории бывшего СССР и никогда не выступала здесь с концертами. И вот недавно ситуация изменилась - в России вышел альбом Omega Rhapsody. Для любителей музыки это неожиданная и приятная новость, равно как и то, что группа готовится к первым гастролям в нашу страну. В настоящий момент их дата уточняется.

Rhapsody - альбом-антология творчества группы за последние тридцать лет. Он составлен из песен, записанных с симфоническим оркестром. Причем музыка новой работы узнаваема - это, безусловно, фирменный звук Omega, но можно сказать "расширенная" версия - оркестр использован очень тонко, уместно. Эта работа не просто эксперимент между жанрами, а выраженная средствами симфорока большая музыка, взрослый разговор о главном.

На обложке символичный коллаж - вокалист и композитор Omega Янош Кобор за одним фортепиано с великим композитором Ференцем Листом - мастером рапсодий и символом венгерской музыки, которая всегда была глубоко народной, танцевальной и воплощала ее бурный дух. Она всегда была в чем-то рок-н-роллом. Это очень символичное описание и стилистики, и смысла альбома.

Корреспондент "РГ" встретился после выхода "Рапсодии" с бессменным лидером и вокалистом "Омеги" Яношем Кобором.

Российская газета: Как вы отбирали песни для Rhapsody?

Янош Кобор: Это те песни, которые мне нравится петь, но которые в последнее время мы не играли, хотя, на мой взгляд, они относятся к числу наших лучших работ. Особенно если рассматривать более прогрессивную сторону нашего творчества.

РГ: Во время записи вы сотрудничали с продюсером Джоном Галленом, который работал с Queen, Simply Red, Moto''rhead. Что нового привнес он в вашу музыку?

Кобор: Слух Галлена натренирован для работы с мэйнстримовыми оркестровыми партиями, так что его советы были крайне полезны в мелких деталях, которые в совокупности составляют существенную часть хорошего звука. Omega играет в неизменном составе с 1971 года, но на альбоме упомянут и наш бывший клавишник Габор Прессер - как композитор одной из песен.

РГ: Как сейчас в Венгрии соотносятся культурные влияния Запада и Востока?

Кобор: Влияние англо-саксонской культуры сильно чувствуется в СМИ, но раньше его, наоборот, остро не хватало, ведь в 50-х и 60-х все западное было практически запрещено.

РГ: Может ли ваша страна сейчас похвастаться самобытной рок-музыкой с венгерскими корнями, как было в пору 70-90-х, когда помимо вас на гребне славы были Scorpio, Piramis, Edda, Lokomotiv GT?

Кобор: Я думаю, нынешняя ситуация радикально отличается от той, что была 30 лет назад, когда несколько групп представляли целую страну.Тогда главным этапом отбора был выпуск альбома. Тех, чьи песни выходили на виниле, государство в определенной степени контролировало, поддерживало их организацией концертов и зарабатывало на них деньги. Ну а у тех, у кого альбомов не было, вообще не оставалось никаких шансов. Сегодня благодаря социальным сетям и обмену музыкой и видеоматериалами каждый может найти себе новых фаворитов.

РГ: Влияет ли рок-музыка на политическую и социальную ситуацию в Венгрии?

Кобор: Рок-музыка в каком-то смысле влияла на политику и мораль в 60-х и 70-х, но к 90-м утратила прежнее значение во всем мире. Я считаю, что как жанр рок-музыка подошла к концу 50-летнего цикла развития, и следующие 50 лет ее существования будут какими-то совсем иными. Поживем - увидим. А пока мы готовим тур Omega Rhapsody, который увенчается шоу в Венгерской государственной опере. Осенью этого года я выпущу книгу под названием "Это действительно я или мираж" (строчка из песни "Девушка с жемчужными волосами" - главного хита группы Omega). Изложу в ней свой взгляд на 50-летнюю историю нашей группы, ведь образованы мы были еще в сентябре 1961 года (На несколько месяцев раньше, чем Rolling Stones и Kinks! - Прим. А. В.). Ну а скорее всего перед Рождеством Omega выпустит и совершенно новый альбом под названием Red Planet-X.

РГ: Как сегодня проходят ваши зарубежные гаcтроли?

Кобор: Я не хочу выделять какое-то одно событие, но у нас были очень запоминающиеся моменты в Берлине, Праге и Варшаве. Средний возраст нашей аудитории за границей несколько ниже, чем в Венгрии, что весьма любопытно. В соседних странах рок считается более модной музыкой по сравнению с Венгрией. Я вначале удивился, но потом подумал: наверное, статус и популярность рок-музыки индивидуальны в каждой стране?! При этом мы почему-то до сих пор так никогда не играли в Росcии! Но я верю, что этот момент скоро наступит и станет особенным в нашей карьере.