Белорусский просветитель Георгий Конисский занимает достойное место на памятнике "Тысячелетие России"

Один из самых грандиозных памятников Отечества - и по объему, и по "густонаселенности" историческими персонажами, и по державности - находится в Великом Новгороде. Установленный в 1862 году, он и сегодня привлекает не только толпы туристов, но и остается предметом пристального изучения исследователями. Речь - о памятнике "Тысячелетие России", создателем которого был скульптор, график, иллюстратор Михаил Осипович Микешин. В эти дни исполнилось115 лет со дня его кончины.

Памятник "Тысячелетие России" выполнен из бронзы в виде колокола, увенчанного крестом. По замыслу его творцов, монумент, воздвигнутый в новгородском детинце, напротив Софийского собора, был призван "благовестить потомкам о героическом прошлом России". Памятник ярусами обрамляют исторические фигуры: монархи, политики, деятели культуры...

Для нас особый интерес представляет один из многочисленных персонажей памятника - известный просветитель XVIII века, проповедник, поборник православия Георгий Конисский. Он стал архиепископом белорусским, всю свою жизнь отстаивал принцип веротерпимости. Хотя по сути деяния Г. Конисского в ту далекую пору выходили далеко за рамки чисто религиозных отношений. Проповедник, порой сам того не желая, оказывался в центре политической борьбы. "Проповеди Георгия понятны и даже несколько грубы, как поучение старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство" - так оценил деятельность просветителя А.С. Пушкин.

Г. Конисский всегда следовал идее воссоединения России и Беларуси, высоко отзываясь о реформах Петра I. В 1757 году заботами Г. Конисского в Могилеве открывается училище по образу и подобию Киевской духовной академии, которую он когда-то окончил. Училище, по его мнению, должно было дать шанс получить образование представителям простого народа. Такие образовательные центры усилиями Г. Конисского открывались и в других белорусских городах. Просветитель снабжал их собственноручно написанными научными трудами, художественными трудами.