Новости

03.02.2011 00:48
Рубрика: Экономика

Квартира с прибылью

Как получить налоговый вычет за купленное жилье

Купить квартиру - дорого и хлопотно. Но если постараться, можно вернуть часть потраченных на новое жилье денег. Что я и решила сделать, получив, наконец-то, долгожданное свидетельство о собственности на новостройку.

Возможность вернуть деньги дает всем гражданам России Налоговый кодекс (ст. 220, п. 1, подп. 2), предоставляющий право на имущественный налоговый вычет. Проще говоря, государство обязуется вернуть человеку часть стоимости купленного им жилья за счет перерасчета подоходного налога. Причем можно выбрать: получить сразу всю сумму на свой банковский счет либо заручиться у налоговиков специальным разрешением, сдать его в бухгалтерию по месту работы, и тогда налог будут возвращать каждый месяц по чуть-чуть, перестав вычитать его из зарплаты.

Сколько вернут

С 2009 года сумма затрат на приобретение жилья, с которой возвращается налог, увеличена с 1 до 2 миллионов рублей. Подоходный налог у нас равен 13 процентам.То есть на руки можно получить максимум 260 тыс. рублей. Правда, если покупка или строительство жилья обошлось вам в сумму меньше 2 миллионов, то, соответственно, и возврат будет меньше. В любом случае за эти деньги стоит побороться, что я и сделала, получив свидетельство о собственности.

К слову, налоговый вычет не предоставляется на недвижимость, приобретенную за рубежом. Не могут получить деньги студенты и пенсионеры, не имеющие иных доходов, помимо пенсии и стипендии - потому что с этих платежей подоходный налог не удерживается.

Какие документы готовить

За налоговым послаблением идти нужно, естественно, в налоговую инспекцию. И заполнить декларацию, подкрепив ее пакетом необходимых документов.

Пришлось собрать:

- справку о доходах с места работы (форма 2-НДФЛ);

- договор о приобретении жилья (в моем случае это был инвестиционный контракт, так как покупала я будущую новостройку на "нулевом" цикле);

- все платежки, подтверждающие поэтапную оплату строительства (я прикладывала выписки из банка о переводе денег - там указано назначение перевода и номер договора о строительстве жилья);

- акт приема-передачи квартиры, который я подписала со строительной компанией после завершения работ и сдачи дома в эксплуатацию;

свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Уже когда принесла всю пачку бумаг в налоговую инспекцию, меня попросили дополнительно предоставить ксерокопию паспорта. А заодно инспектор объяснил, что я "перестаралась", придя к ним уже полноправной хозяйкой жилья. Оказывается, в моем случае можно было не ждать, когда квартира будет зарегистрирована, то есть можно было обойтись и без свидетельства о собственности. Оказывается, при покупке квартир на первичном рынке, у застройщиков, налоговикам достаточно предъявить акт приема-передачи, подтверждающий завершение строительства. Такое послабление предусмотрено потому, что нередко строительные фирмы затягивают подготовку своей части документов об объекте строительства, поэтому покупателям новостроек по не зависящим от них причинам нередко приходится ожидать оформления права собственности и по два, и по три года.

Если же жилье приобретается не в новом доме, а, к примеру, у частного лица, то есть на вторичном рынке, то наличие свидетельства о регистрации права собственности обязательно - без него налоговая инспекция документы для оформления налогового вычет не примет.

Чем раньше - тем лучше

Умные люди посоветовали: к налоговикам лучше идти сейчас, в начале года, когда в инспекции еще не потянулся народ, которому положено ежегодно подавать декларации о доходах. Наши люди любят все откладывать на последний момент, а потому в апреле, когда иссякает срок декларирования доходов, в налоговой будет не протолкнуться.

После приема документов придется набраться терпения. Их проверят и только потом пришлют письмо с приглашением прийти еще раз и сообщить номер банковского лицевого счета для перевода денег.

Сама же проверка, по правилам, будет продолжаться три месяца. Впрочем, "сарафанное радио" сообщает, что сроки эти налоговики соблюдают далеко не всегда. А потому стоит попросить у своего инспектора телефон, чтобы, если понадобится, напомнить о себе.

Нефилькина грамота

Пожалуй, самый ответственный момент - это правильное заполнение декларации (форма 3-НДФЛ). Можно, конечно, обратиться за помощью в консультационную фирмочку-прилипалу (как правило, у каждой налоговой инспекции море таких объявлений с предложением "правильно и без проблем оформить пакет документов"). Только, конечно, за услуги фирмачам придется заплатить (для интереса, я поинтересовалась, сколько это будет стоить, в Москве - порядка 5 тысяч рублей). Нет уж, лучше постараться самой.Тем более что, как выяснилось, заполнить декларацию можно спокойно и не спеша прямо за домашним компьютером.

Умная программа

На официальном сайте Налоговой службы www.nalog.ru есть специальная программа. Ее несложно скачать на свой компьютер, и она поможет составить декларацию практически автоматом.

На главной странице в разделе "помощь налогоплательщику" нужно пройти по ссылке "программные средства".

Далее выбираем раздел "для физических лиц" и практически сразу видим ссылку на декларацию нужной формы - 3-НДФЛ.

Устанавливаем программу на свой компьютер, следуя простым и четким инструкциям (я, увы, компьютерный чайник, но справилась без посторонней помощи). И - вперед от страницы к странице.

подсказка

Кое-какими сведениями при заполнении декларации придется заручиться заранее.

Во-первых, потребуется справка 2-НДФЛ о зарплате (данные нужно будет вбить в декларацию).

Во-вторых, понадобится номер вашей налоговой инспекции(где она находится визуально, я помнила, а номера и точного адреса не знала - пришлось искать в Интернете).

Кроме того, потребуются такие "мелочи", как ваш собственный ИНН (я его узнала в собственной бухгалтерии) и код ОКАТО по району.

Приятно, что с помощью программы ошибиться трудно - она сама "брыкается" и не желает идти дальше, если что-то не так. И дает "ценные указания" не хуже того платного консультанта.

В итоге программа сама укажет, какой вычет вам положен.

После этого остается только распечатать готовую декларацию, приложить ее к остальным документам и отправиться в налоговую. Удачи!