Через три года в России появится единое Федеральное хранилище налоговых данных, которое будет содержать полную, непротиворечивую актуальную информацию, необходимую налоговым органам и самим налогоплательщикам для своевременной и комфортной уплаты налогов.
Работа по созданию такой современной информационной системы, а также развитие взаимодействия между ведомствами уже вовсю идет. То, как в ближайшее время налоговики собираются модернизировать свое "общение" с клиентами, обсудили вчера участники расширенной коллегии Федеральной налоговой службы.
В здании на Неглинке собрались заместители руководителей и директоры департаментов почти из 15 ведущих федеральных ведомств - от министерства внутренних дел, ФСБ России и Федеральной службы судебных приставов, до Федерального казначейства и Федеральной миграционной службы. По словам главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, цель перемен - бесконтактный сервис, упрощение всех способов налоговых расчетов, получения налоговых уведомлений, подача деклараций. "Мы хотим, чтобы граждане как можно реже приходили в налоговые инспекции. А все вопросы подачи и получения налоговой отчетности, информации по платежам, спорные ситуации решали в "удаленном режиме", онлайн. То есть либо через Интернет, а для тех, кто его не имеет, через федеральной сall-центр, сотни операторов которого будут быстро отвечать на все вопросы налогоплательщиков, в том числе индивидуального характера", - пояснил Мишустин. При этом глава ФНС обнадежил миллионы граждан - физических лиц, что с созданием автоматизированной системы количество ошибок при расчете имущественных налогов, например, проблемного транспортного, резко сократится, а потом и вообще исчезнет. По его словам, налоговики, которые сегодня, как правило, оказываются крайними в предоставлении неверных уведомлений по уплате налогов, лишь замыкают "грязную информационную цепочку данных", которые им предоставляют другие ведомства. Не там поставлена запятая, не тот адрес, не тот автомобиль, не тот земельный участок - и вот уже ошибка чревата штрафами и судами. С помощью Единой электронной базы данных, на которую ФНС "замкнет" все ведомства, обязаны поставлять ей сведения о налогоплательщиках, это информационное пространство будет очищено.
Кстати, исправить подобного рода ошибки граждане, продвинутые пользователи Интернета, могут уже сегодня через "личный кабинет налогоплательщика", который расположен на официальном сайте Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru. По словам начальника Управления информации ФНС Виталия Колесникова, сейчас на этом сервисе регистрируется до двух миллионов обращений в месяц. Но в этом году "личный кабинет" получит дальнейшее развитие. На базе Московского регистрационного центра, в частности, в электронном режиме смогут регистрироваться и вставать на налоговый учет индивидуальные предприниматели. А после того, как в закон об основах нотариата внесут изменения, "на автомате" получать выписку и свидетельство о регистрации из налоговой смогут и юридические лица. Для этого им необходимо будет лишь раз появиться у нотариуса с необходимыми документами.
Кстати, вчера журналисты вновь поинтересовались у Михаила Мишустина, не противоречат ли подобные процедуры предложениям, которые подготовила Федеральная налоговая служба, по ужесточению порядка регистрации бизнеса для борьбы с фирмами-однодневками. На это Мишустин ответил, что одно другому не помеха. С фирмами-однодневками налоговики предлагают бороться, во-первых, с помощью ужесточения уголовной ответственности для их учредителей. Во-вторых, с ограничением прав компаний, уличенных "в длинной несдаче" налоговой отчетности, либо в отсутствии их по указанному адресу юридического лица. Мишустин напомнил, что в черном списке ФНС уже свыше миллиона фирм, которые отвечают данным критериям. И ФНС намерена эту ситуацию мониторить.
"Прорывом" в новое электронное налоговое пространство станет идентификация физических и юридических лиц, основанная на электронной подписи.