Суд вынес обвинительный приговор участникам нападения на Назрань в 2004 году

Громкий судебный процесс, который получил название "дело двенадцати", начался в марте 2007 года. Но только с третьей попытки его удалось довести до конца.

Напомним, что в ночь с 21 по 22 июня около сотни боевиков напали на Назрань, атаковав федеральный погранотряд, здание республиканского МВД и изолятор временного содержания. Другая группа моджахедов вошла в населенный пункт Карабулак, где находятся оружейные склады и база ОМОНа МВД республики, а также в станицу Орджоникидзевская и другие населенные пункты республики. В общей сложности было атаковано около 15 правительственных зданий. Одним из руководителей налета на Назрань был Шамиль Басаев.

В результате нападения бандитов на Назрань погибли 77 человек, в том числе 55 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 22 гражданских лица, причинен вред здоровью различной степени тяжести 78 сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим, а также 33 гражданским лицам. Общая сумма материального ущерба составила более 70 миллионов рублей.

По этому делу на скамье подсудимых оказались 11 жителей Ингушетии и один уроженец Чечни. Им предъявлено обвинение в создании и участии в преступном сообществе, терроризме, бандитизме, посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах гражданских лиц. Судебный процесс шел сложно. Судьи брали самоотвод, возникали сложности с формированием скамьи присяжных, адвокаты не являлись на заседание и т.п. Сначала дело слушалось в Верховном суде Ингушетии, потом его временно перенесли в Кабардино-Балкарию, потом вновь вернули в Ингушетию, но завершить процесс так и не удалось. В итоге Верховный суд РФ принял решение о переносе слушаний в Ставропольский край.

Слушания по "делу двенадцати" в Пятигорске начались в апреле прошлого года, за девять месяцев были опрошены сотни свидетелей. Ставропольский краевой суд посчитал вину подсудимых доказанной и приговорил: Ганиева к пожизненному лишению свободы, Муталиева Адама, Амирханова, Эсмурзиева и Дзортова к 25 годам лишения свободы, Гамботова, Пареулидзе, Хатуева, Гардалоева к 20 годам, Кодзоева к 12 годам, Эстоева и Муталиева Дауда к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях особого и строгого режима.