Вчера Совет Федерации обсудил и ратифицировал межправительственное белорусско-российское Соглашение об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время. Ранее, 26 января, Государственная Дума также обсудила и ратифицировала это Соглашение.
Напомню, что Соглашение между Беларусью и Россией об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время, так же как и Договор о развитии военно-технического сотрудничества были подписаны 10 декабря 2009 года в Москве.
Положения этих документов последовательно развивают предыдущие договоренности между нашими странами в сфере военно-технического сотрудничества, зафиксированные как в двусторонних договорах, в том числе подписанных в рамках Союзного государства, так и заключенных в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Одним из приоритетов союзного строительства является сотрудничество России и Беларуси в сфере обеспечения безопасности. На заседаниях и Совмина, и Высшего Госсовета Союзного государства большое внимание уделяется военному и военно-техническому сотрудничеству, взаимодействию ФСБ России и КГБ Беларуси, МВД и пограничных служб наших государств.
Как подчеркивает Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, в силовом блоке все представители министерств и ведомств России и Беларуси четко понимают важность решаемых задач, осознают значимость интеграции России и Беларуси. Об этом свидетельствуют и такие данные: минобороны, МВД, минюст, МИД регулярно проводят по два-три заседания совместных и объединенных коллегий ежегодно.
Военно-техническое сотрудничество России с Беларусью имеет стратегический характер. Существует тесное взаимодействие предприятий оборонно-промышленного комплекса России и оборонного сектора экономики Беларуси. Не секрет, что основой эффективного сотрудничества служит в том числе наличие в Вооруженных силах Беларуси вооружений и военной техники российского, а точнее - советского производства, а также командного состава, подготовленного в вузах бывшего СССР.
На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на поддержание стратегической безопасности и стабильности в Европе.
В их числе радиолокационная станция под Барановичами - станция раннего предупреждения о ракетном нападении. Она поставлена на боевое дежурство и отслеживает небо практически над всей Западной Европой.
Еще одним значимым российским военным объектом на территории Беларуси является пункт управления подлодками в Вилейке. Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.
Северо-западное направление воздушных границ России давно уже прикрывается системой ПВО Беларуси. Этот регион - зона ответственности объединенной российско-белорусской системы ПВО.
Развитие российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства ведет к совершенствованию нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять двустороннее взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество. Примером тому и служит ратифицированное Советом Федерации и Госдумой Соглашение между Беларусью и Россией об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время.
По словам первого заместителя министра иностранных дел России Андрея Денисова, по поручению российского правительства представлявшего этот документ на пленарном заседании Госдумы 26 января, Соглашение направлено на укрепление правовой базы российско-белорусского взаимодействия в военно-экономической и военно-технической областях. Документ устанавливает конкретный механизм взаимных поставок продукции для Вооруженных сил и других воинских формирований обоих государств в период нарастания угрозы внешней агрессии и в военное время.
Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский, отметив, что это Соглашение отвечает интересам России, сообщил, что Беларусь "осуществляет поставки продукции по номенклатуре товаров, не производимых в нашей стране".
В соответствии с Соглашением период нарастания угрозы агрессии - это период до объявления мобилизации в России или Белоруссии, в течение которого в целях непосредственной подготовки к проведению мобилизации. Военное время - это период от объявления в России или Беларуси состояния войны или фактического начала военных действий до объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Планы взаимных поставок продукции разрабатываются сторонами заблаговременно, в мирное время.
Как отмечает Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, этот документ определяет международно-правовые принципы взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения для перевода экономик России и Беларуси на мобилизационный режим функционирования в военное время и при возникновении угрозы мирному существованию, отражению возможной агрессии, в том числе актов международного терроризма.
Что касается Договора между Беларусью и Россией о развитии военно-технического сотрудничества, то он также ратифицирован российской стороной федеральным законом от 23 декабря 2010 года.
Госкомвоенпромом Беларуси и ФСВТС России в настоящее время организована работа по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации этого договора. Ведь, по оценке экспертов, у военно-технического сотрудничества России и Беларуси есть немало перспективных направлений.