С 1 января все региональные и муниципальные заказчики перешли на электронную форму проведения аукционов. Компании, претендующие на получение госзаказа, теперь могут участвовать в тендерах, не выходя из офиса. О том, насколько успешно приживается новая форма конкурсных процедур и что это дает уральскому бизнесу, "Российской газете" рассказал директор департамента государственного заказа Свердловской области Николай Дунин.
Российская газета: Николай Николаевич, получается, открытых государственных и муниципальных аукционов, в конце которых аукционист стучит молотком, больше не будет?
Николай Дунин: Да, действительно, с первого января этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон N 94-ФЗ, в связи с которыми такие аукционы отменены и введены открытые аукционы в электронной форме. Федеральные заказчики в обязательном порядке перешли на электронную форму торгов еще с первого июля прошлого года. Сейчас к ним присоединились областные и муниципальные структуры.
С 1 января 2011 года все извещения о размещении заказов - и федеральных, и областных, и муниципальных, - публикуются на едином официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Торги же проходят на пяти электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных на конкурсной основе на федеральном уровне. Это площадки "РТС-Тендер", "ЭТП ММВБ", "Единая электронная торговая площадка" (Москва), "Сбербанк-АСТ" и "Система электронных торгов" (республика Татарстан). Для проведения своих аукционов департамент государственного заказа Свердловской области выбрал ЗАО "Сбербанк-АСТ". Пилотные торги на ЭТП этого оператора мы начали проводить еще в четвертом квартале прошлого года.
РГ: Какие процедуры должны пройти государственный заказчик и предприниматель, чтобы организовать или принять участие в электронном аукционе?
Дунин: Первый шаг - получить сертификаты ключей электронно-цифровых подписей (ЭЦП) и программное обеспечение. Заказчикам - государственным и муниципальным структурам - эти сертификаты выдает управление федерального казначейства по Свердловской области на безвозмездной основе. Предприниматели могут получить ЭЦП в удостоверяющих центрах на возмездной основе (порядка 5-7 тысяч рублей. - Прим. ред.).
Второй шаг - аккредитация на интересующей электронной торговой площадке в качестве заказчика или участника аукциона, а для заказчиков - еще и на официальном сайте госзакупок. Таким образом госструктуры получают возможность публиковать извещения о проведении аукционов, а предприниматели - отслеживать и подавать необходимые заявки на участие в электронных торгах. Для этого на сайте предусмотрены специальные поисковые механизмы (по тематике, региону и сумме заказа).
РГ: Электронный аукцион - это новая программа. Сложно ее освоить заказчикам и исполнителям заказа?
Дунин: Ничуть. Существует множество курсов и семинаров, где обучают работе в формате электронных торгов. Обучение государственных заказчиков в Свердловской области организует в том числе и наш департамент. Предприниматели же могут записаться на курсы, которые проводят региональные представительства электронных торговых площадок. При желании можно разобраться с регламентом работы ЭТП и самостоятельно - ничего сложного нет.
РГ: Каковы преимущества у электронных торгов перед аукционами "молоточного" типа?
Дунин: Первое - это полная прозрачность процедуры. Все шаги фиксируются электронной системой, а все участники вплоть до завершения самих торгов выступают инкогнито. Это позволяет исключить возможность коррупционного сговора заказчика с одним из участников или участников между собой. Наверное, появятся желающие взломать электронную систему, хотя это, на мой взгляд, просто невозможно.
Второе - электронные торги позволяют расширить географию их участников. К примеру, аукционы Свердловской области стали доступны субъектам предпринимательской деятельности из всех регионов России - от Владивостока до Калининграда. Это развивает конкурентную среду в сфере госзаказа и позволяет более существенно снизить первоначальную цену лота.
Третье преимущество - упрощается процедура подписания государственного или муниципального контракта с победителем аукциона. Все происходит в электронном виде с применением ЭЦП.
И наконец, четвертое: с 1 января извещения по лотам до трех миллионов рублей можно размещать за семь дней до окончания приема документов, тогда как раньше закон требовал 20 дней.
РГ: А что при этом выигрывают бюджеты?
Дунин: Результаты наших первых электронных аукционов показывают их высокую экономическую эффективность. На обычных аукционах цена лота снижалась в среднем на 10-15 процентов, на электронных - на 20-25. А это дополнительная экономия бюджетных денег.
РГ: Насколько активно бизнес Свердловской области "втягивается" в формат электронных аукционов?
Дунин: Не так активно, как хотелось бы, но прогресс есть. В конце прошлого года были случаи, когда на электронный аукцион не подавалось ни одной заявки. Сегодня такого нет. То же и с географией размещения участников. Пока основную часть заказов Свердловской области исполняют местные предприниматели. С одной стороны, это позволяет поддерживать местных производителей. С другой - нам необходимо развивать конкурентную среду. В будущем, я думаю, география будет только расширяться. Уже сейчас на некоторые наши торги подают заявки предприниматели из Пермского края, Башкирии.
РГ: Какая роль в исполнении государственных заказов отводится субъектам малого бизнеса?
Дунин: Согласно закону каждый государственный или муниципальный заказчик обязан размещать у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20 процентов заказов. В Свердловской области этот уровень выдерживается.
Кроме того, с 1 января для субъектов малого бизнеса максимальный порог обеспечения участия в аукционе снижен с пяти до двух процентов от суммы контракта, для среднего и крупного бизнеса он остался на прежнем уровне. Размер обеспечения участия в аукционе устанавливает заказчик или уполномоченный орган (в Свердловской области это департамент госзаказа). Деньги предприниматели перечисляют на счет электронной торговой площадки, чтобы доказать серьезность своих намерений. Участникам, занявшим в аукционе первое и второе места, суммы возвращают после заключения госконтракта. Остальным - через пять дней после подписания протокола. Если предприниматель выиграл аукцион, но уклоняется от подписания контракта, сумма переходит в бюджет области или муниципалитета.
РГ: Что еще грозит предпринимателю в случае отказа от заключения контракта или неисполнения его условий? И часто ли такое случается?
Дунин: Сейчас такие случаи, к сожалению, не редкость. Надеюсь, с развитием системы электронных торгов сорванных контрактов будет меньше. Заказчику необходимо проявить принципиальность и принять меры по включению фирмы в реестр недобросовестных поставщиков. Правовым последствием будет запрет на участие в торгах сроком на два года. Кроме того, в контракте прописываются штрафные санкции за ненадлежащее исполнение его условий.