04.02.2011 00:40
    Поделиться

    Тюменская область может потерять северные аэропорты

    Тюменской области - с учетом автономных округов - нет равных в стране по числу аэропортов. Сегодня их 24, в том числе 5 международных и 9 межрегиональных. Многие нерентабельны, иные на грани закрытия, держатся благодаря бюджетной подпитке. Каковы перспективы их сохранения и развития, выяснял корреспондент "РГ".

    Аэропортов в регионе больше, чем городов, - это связано со спецификой территории, историей освоения Севера. Наземная транспортная сеть до сих пор оставляет желать лучшего, в межсезонье из многих поселений можно выбраться лишь по воздуху - только в Югре таких свыше двухсот. Другой фактор - расстояния: площадь Тюменской области сопоставима с третью Европы. Авиация востребована также благодаря высоким доходам жителей края, необходимости переброски вахтовиков, командированных. Отпуск большинство северян проводят далеко от дома, добрая треть отбывает на Большую землю самолетом.

    Сейчас пассажиры выбирают аэропорт, глядя не только в маршрутное расписание: разница в стоимости билетов при почти одинаковой дальности полета может быть кратной. Именно по этой причине сургутский аэропорт, несмотря на его отдаленность, предпочитают многие жители юго-восточной зоны Ямало-Ненецкого округа, хотя там имеется свой. 115-тысячный Нефтеюганск, который в полусотне километров от Сургута, уже лишился воздушных ворот: конкуренция между соседними аэропортами естественным образом завершилась падением слабого.

    В 150 километрах от Сургута - 60-тысячный Когалым. Город первым в Югре обзавелся международным аэропортом, но вот сохранит ли он свой ранг - бабушка надвое сказала. Сейчас в расписании - два, максимум три рейса в сутки. Впрочем, это еще интенсивный график, если сравнивать с равной по численности населения Няганью. На содержание аэропорта город направлял ежемесячно до 50 миллионов рублей. Окружные власти размышляют, за счет чего уменьшить убытки. Один из вариантов - использование площадки отрядом санитарной авиации.

    На пороге разорения находился аэропорт Урая. Правительство автономии из резервного фонда выделило около 30 миллионов рублей для погашения долгов перед работниками, коммунальными службами. Произошло это после того, как летом 2010-го имущество аэропорта передали из федеральной собственности в распоряжение субъекта РФ. Последнему выдвинуто условие: инвестировать в техническое оснащение 267 миллионов рублей. Губернатор Югры Наталья Комарова подчеркивает, что передача объекта региону автоматически ситуацию не исправит: нужна оптимизация расходов вкупе с увеличением загрузки. Предлагается дополнительными маршрутами связать таежный Урай с Москвой, Уфой, городами Югры. Вот только будет ли спрос? ХМАО и без того тратит значительные суммы на дотирование внутренних авиасообщений с районами, оторванными от Большой земли, но все равно стоимость билетов велика (перелет на расстояние 500-700 километров обходится пассажиру в 6-8 тысяч рублей).

    В ближайшие годы большинству аэропортов потребуется частичная, а то и комплексная модернизация инфраструктуры. Совокупный объем необходимых вложений превышает 10 миллиардов рублей. Где их изыскать? Выручка этих предприятий скромна и держится, помимо заведомо убыточных, на сборах с авиакомпаний. Согласно официальным отчетам, чистая прибыль, к примеру, тюменского Рощино в далеко не худшем для него 2009 году составила 13,8 миллиона рублей, сургутского аэропорта - 71 миллион, ханты-мансийский едва выходит на уровень рентабельности. Увеличивать сборы сверх меры - опасная тактика, она ведет к оттоку пассажиров. Согласно подсчетам администрации Ямала, в Салехарде сборы и так составляют треть стоимости билета, в Надыме и Новом Уренгое - до 40 процентов.

    ЯНАО уже стал собственником надымского аэропорта, следом автономии отдадут новоуренгойский, салехардский. Губернатор Дмитрий Кобылкин на правах хозяина намерен этим воспользоваться для снижения "чрезмерно высоких сборов". Солидные бюджетные траты неизбежны. Глава Нового Уренгоя Иван Костогриз отмечает, что в местный аэропорт, хотя он федеральный, и прежде вкладывались исключительно окружные деньги. Кстати, этот аэропорт вместе с его госсобственником - местным авиаотрядом - выставляли на аукцион за 1,26 миллиарда рублей. Покупателей не нашлось. В салехардский, по сведениям дирекции предприятия, за 15 последних лет власти ЯНАО "влили" свыше 1,5 миллиарда рублей. Намного больше получило из областного бюджета Рощино.

    - Иного источника инвестиций, кроме бюджета, пока не видно. Авиакомпании иногда становятся совладельцами того или иного аэропорта, чтобы иметь рычаг влияния. Деньги в реконструкцию не вкладывают. Зато не однажды аэропорты, подчас в сговоре с определенными авиакомпаниями, пытались не пускать на свою территорию конкурентов либо диктовали им кабальные условия, - говорит эксперт консалтинговой фирмы Роман Костров.

    В свое время УФАС принудило аэропорт Салехарда отозвать уведомление о расторжении соглашения на обслуживание воздушных судов четырех компаний, а в отношении владельца аэропорта Нового Уренгоя возбуждалось дело о препятствовании деятельности северной авиакомпании.

    Еще один пример: авиаперевозчик сократил свою долю в уставном капитале вполне успешного сургутского аэропорта, передал ему в управление (в статусе филиалов) группу своих небольших базовых аэродромов на территориях Ямала и Югры - понятно, бездоходных. В 2007 году государственный тюменский аэропорт отошел за 610 миллионов рублей частной фирме, за которой, по всей видимости, стоит авиакомпания. Наблюдатели подчеркивали: реально продан бизнес оператора услуг, а не имущество аэровокзального комплекса.

    Недавно Росимущество исключило Рощино из перечня федеральных аэродромов. Задолго до его передачи области правительство субъекта задумывало масштабную реконструкцию воздушных ворот с расширением международного терминала. Цель - превратить Рощино в хаб, откуда можно улететь в города дальнего зарубежья, на популярные курорты мира. Затраты вновь берет на себя казна. Сегодня Тюмень чуть уступает Сургуту по пассажиропотоку и хочет в ближайшей перспективе увеличить его в полтора раза. Сумеет ли - еще вопрос.

    - Регионам надо взвешивать все "за" и "против", исходя из экономических реалий и финансовых ресурсов. Нет ничего зазорного в том, что Тюмень желает стать крупным авиаузлом. Но, вероятно, для региона пять международных площадок многовато, хотя существование трех из них в силу расстояний, сложившейся структуры перевозок экономически обусловлено. В их числе Сургут, Нижневартовск, который служит еще и транзитным узлом для континентальных грузоперевозок. Захочет Ямал международный терминал в Салехарде - пожалуйста. Хотя целесообразнее иметь его в Новом Уренгое. Повторю: это компетенция и ответственность региональных властей, - говорит руководитель Тюменского территориального управления Росавиации Петр Медведев.

    Он убежден в том, что необходимо сохранить существующую сеть аэродромов, в которую вложены гигантские средства, систему местных воздушных линий. Без них жители труднодоступной периферии станут "невыездными". Другой вопрос - разумно ли из соображений престижа сохранять "классный чин" аэропорта, не сводящего концы с концами? Чем выше статус, тем жестче эксплуатационные требования, больше затраты. Некоторые межрегиональные аэропорты можно безболезненно перевести в разряд региональных. При этом организовать по доступным ценам рейсы из этих мини-портов в большие - ко времени отлета лайнеров дальнего следования, как делается, например, в Канаде. Правда, парк малой авиации нынче немногочислен и изношен. Поэтому губернатор ЯНАО принял решение закупить за рубежом партию 19-местных самолетов.

    Словом, перспективы аэропортов и авиаперевозок сегодня во многом определяют регионы.

    Тем временем

    Эксперты предсказывают бурный рост пассажиропотока в стране в случае оживления межрегиональной авиасети. Пока многим россиянам приходится лететь в соседний регион транзитом через Москву. Через московский авиа­узел проходит 75 процентов всех авиаперевозок. Представители екатеринбургского аэропорта хотели бы в значительной степени перетянуть транзитный пассажиропоток на себя. Потенциальная клиентура маршрутной сети, связывающей Екатеринбург с городами, лежащими на расстоянии 300-800 километров, - 25 миллионов человек в год.

    Чтобы добиться желаемого, здесь приняли программу мотивации авиаперевозчиков. Для исполнителя нового рейса аэропорт снижает свои тарифы на 60 процентов.  Возросшая частота полетов на существующих направлениях вознаграждается 40-про­центной скидкой. А каждый трансферный рейс, состыкованный с тремя другими в заданном интервале времени, - 20-про­центной. Исключение - полеты в Москву, они не нуждаются в дополнительной мотивации.

    Во многом благодаря новым стимулам за прошлый год в Кольцово пришли несколько авиакомпаний, осуществляющих регулярные региональные рейсы. Одна из них располагает 50-кресельными реактивными лайнерами CRJ-200. Другой проект предусматривает использование восьмиместных турбовинтовых самолетов на относительно коротких маршрутах - до ближайших крупных городов УрФО. Первоначально делалась ставка на формат воздушного такси. Но затем было решено перейти на регулярные рейсы, которые, впрочем, пока далеки от уровня рентабельности.

    Как считают уральцы, региональная авиация нуждается в гос­поддержке, тем более что подобное практикуется во всех развитых странах. По расчетам авиаторов, для выхода на окупаемость надо снизить себестоимость межрегиональных перевозок на 13 процентов за счет протекционистских мер для перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы на самолетах малой вместимости. Например, не взимать с них аэропортовые сборы, которые регулируются государством, но при этом компенсировать выпадающие доходы аэропортам и предприятиям аэронавигации из федерального бюджета. Суммарный размер госдотаций - примерно 1,5 миллиарда рублей (56 тысяч на рейс). В результате отрасль вырастет за пять лет на 2-3 процента, а концентрация перевозок на московском авиаузле, наоборот, снизится на 20 процентов. Свою позицию авторы проекта федеральной программы аргументируют тем, что предполагаемая реконструкция московских аэропортов будет стоить три миллиарда.

    Пока, как рассказали в свердловском министерстве транспорта и дорожного хозяйства, регион частично компенсирует расходы на авиаперевозки в труднодоступные северные районы. На эти цели тратится около 12 миллионов рублей в год.

    Подготовил Виктор Долгов

    Справка "РГ"

    За постперестроечный период в нашей стране прекратили свою работу 990 региональных аэропортов. Сегодня в стране 253 аэропорта, через которые улетают 45 миллионов пассажиров в год. Для сравнения: в США девять тысяч аэропортов, через них проходит миллиард пассажиров в год.

    Поделиться