03.02.2011 00:30
    Поделиться

    Жители Екатеринбурга требуют защитить от застройки участок соснового леса

    В редакцию "Российской газеты" обратились жители района УНЦ в Екатеринбурге. Они пытаются защитить от вырубки участок леса, расположенный вблизи их домов.

    По документам на территории площадью в шесть с лишним гектаров леса нет и быть не должно. Эта местность еще сорок лет назад была отнесена к зоне жилищной застройки и отдана в бессрочное пользование Уральскому отделению Российской академии наук. Но территорию не освоили; там, где по планам должны были стоять дома, вырос сосновый бор. В августе 2010 года участок передали из федеральной собственности в региональную. В декабре прошлого года состоялся аукцион, по итогам которого строительная компания из Екатеринбурга получила право на комплексное освоение территории, сегодня занятой прекрасным лесом. Пресс-секретарь компании Александр Матофаев заверил нас, что о вырубке деревьев речи пока не идет.

    - Планируемая застройка будет производиться точечно с максимальным сохранением лесного массива. Более того, наша задача - существующую лесопарковую зону максимально благоустроить, - говорит он.

    Однако жители не верят строителям на слово и обивают пороги всевозможных учреждений, пытаясь воспрепятствовать застройке. Куда только они не звонили и не писали: в администрацию Екатеринбурга, в министерство по управлению госимуществом Свердловской области, обращались даже к уполномоченному по правам человека и в аппарат Общественной палаты РФ! Но, как нам рассказал Сергей Кириллов, активист движения в пользу защиты леса на УНЦ, успехом их хождение по инстанциям до сих пор не увенчалось.

    Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, как же законным путем, не устраивая акций протеста и не прибегая к самосожжению, защитить леса от вырубки?

    Каждое деревце на счету

    Разберем сначала ситуацию попроще. Если у вас под окном срубили тополь, а вы считаете, что это незаконно, обратитесь в комитет по благоустройству города. В случае, когда дерево находится на территории парка или другой особо охраняемой природной территории, стоит задействовать комитет по экологии и экологическую милицию.

    - Даже если кто-то где-то рубит деревья, пусть и по закону, он обязан за них заплатить, чтобы мы смогли высадить новые, - говорит председатель екатеринбургского комитета по экологии Сергей Архипов. - Направьте мне письмо, я все проверю.

    Домик с окнами в сад

    В 2000 году участок леса вблизи поселка Шарташ выделили под строительство коттеджа, но в документах было такое уточнение: без права вырубки отдельно стоящих деревьев.

    - Какие же там "отдельно стоящие деревья", там ведь сплошной лес!- возмутились хозяева дачных участков, расположенных неподалеку.

    Буквально у них на глазах весь подлесок вырубили. Тогда соседи подали заявления в природоохранную прокуратуру. Там взялись за это дело, провели экспертизу с привлечением Росприроднадзора, в ходе которой выяснилось, что здесь ничего без вырубки не построишь. Тогда прокурор подал иск в суд, с тем чтобы признать землеотвод незаконным. В мае 2003 года Ленинский райсуд Екатеринбурга удовлетворил иск, но через год это решение было опротестовано в областном. Владелец участка получил-таки разрешение на строительство. Сергей Архипов, уже упомянутый нами выше, на обращение дачников ответил, что пока факта вырубки деревьев не обнаружено, никаких мер он принять не может, но "при начале строительства ситуация будет взята на контроль". Единственное, что сейчас могут сделать защитники леса, - ходатайствовать о пересмотре дела.

    - Чтобы этим заниматься, нужно упорство и время. Хочешь одну справку получить, а пройдешь пять, а то и десять кабинетов. Пока не будешь везде "тыкаться", ничего не выйдет, - говорят истцы.

    Темный лес

    В областном министерстве по управлению государственным имуществом (МУГИСО) объяснили, что участок леса в районе УНЦ не входит в перечень лесопарков, установленный областным правительством, поэтому там разрешена хозяйственная деятельность. Механизм, при котором можно было бы перевести землю в разряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и запретить изменение ее ландшафта, есть, он описан в законе "Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области". В частности, инициативная группа, собрав документы, подтверждающие рекреационную ценность и уникальность территории, через депутата может предложить организовать новую ООПТ. Такой же пакет документов можно направить в минприроды. Однако там без энтузиазма встретили перспективу подобной гражданской инициативы:

    - Процедура организации новой ООПТ сложная и длительная, в среднем составляет год и более, потому что нужно провести комплексное экологическое обследование территории, подготовить технико-экономическое обоснование, пройти ряд согласований, провести государственную экологическую экспертизу и в случае ее положительного заключения принять постановление правительства, - поясняет позицию министерства Александра Пономарева, заместитель начальника отдела экологической безопасности, ООПТ и охраны биологических ресурсов. - И далеко не любому участку леса можно придать этот особый статус.

    И все-таки жителям было бы значительно проще отстоять свою позицию, подай они заявления со всем пакетом документов в природоохранную прокуратуру. Пока же Свердловский межрайонный природоохранный прокурор Лариса Ларина очень осторожно комментирует сложившуюся вокруг леса в районе УНЦ ситуацию. Она не берется объяснить, как людям следует действовать, чтобы защитить лес от вырубки, когда участок уже отдан в аренду строительной фирме.

    - Я не видела документов и не могу судить, законным ли был землеотвод, - говорит прокурор.

    Мнение

    Евгений Ройзман, общественный деятель:

    - Пока, к сожалению, природоохранная прокуратура работает не на должном уровне. Если обращение туда не дает результатов, пишите в генеральную. А вообще я считаю, что защитой деревьев должны заниматься люди, которые в этом городе родились и выросли, которых мама в детстве за ручку водила по этим паркам, по лесу. Только тогда человек начнет понимать ценность каждого дерева. А до тех пор, пока чиновники живут, как перекати-поле, сегодня в одном кресле, а завтра - в другом, добиться хоть какой-нибудь помощи от них будет сложно.

    Между тем

    Сергей Кириллов все-таки обратился к природоохранному прокурору. Лариса Ларина сообщила, что после проверки всех представленных документов она сможет дать более конкретные комментарии. Первым делом прокуратура проверит законность предоставления земельного участка под застройку.

    На заметку

    Прежде чем писать письма во все инстанции, соберите как можно более полный пакет документов, подтверждающих, что на местности находится именно лес и что он представляет определенную рекреационную ценность.

    Будьте настойчивы и последовательны в своих требованиях; используйте все возможные правовые механизмы.

    Помните, что основная инстанция, которая может вам помочь, - это природоохранная прокуратура.

    Куда обращаться

    Комитет по благоустройству администрации Екатеринбурга: тел. 354-56-93;

    комитет по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга: тел. 371-91-67;

    экологическая милиция: тел. 358-76-53.

    Адреса и телефоны городских и природоохранных прокуратур Свердловской области можно посмотреть на сайте: http://www.prokuratura.ur.ru

    Узнать, кто представляет ваш город в облдуме, можно здесь: http://www.duma.midural.ru/deputy/palata.

    Главный специалист по обращениям граждан: тел. 354-75-49.

    Поделиться