По данным Всемирного банка, каждые два года технологические знания обновляются полностью, а удвоение информации происходит каждые 72 часа. Получается, что, пока студент сидит за партой, его профессиональный багаж уже устаревает. Между тем прагматично настроенный работодатель ждет от него хорошей операционной деятельности и адаптивности.
- При общении с бизнесменами часто приходится слышать: кадры "сырые", их надо доводить до ума. И даже шефство над техникумами и вузами не гарантирует, что придет специалист, который готов с завтрашнего дня начать работу, - говорит Татьяна Кансафарова, генеральный директор Свердловского отделения Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП).
За рубежом ключевую роль в системе начального и среднего профессионального образования играют работодатели. В Англии, Германии, Франции, к примеру, представители профсоюзов имеют право проверять учебный план и вносить в него коррективы. Вместе с дипломом выпускники получают сертификаты отраслевых союзов - именно этот документ дает им право работать в том или ином сегменте рынка. От того, насколько активно сотрудничает учебное заведение с сертификационными агентствами, зависит, будет продлена его аккредитация или нет. В Японии успешная сдача квалификационного экзамена гарантирует повышение по службе.
- Сертификат - нематериальный актив, которым у нас пока пользоваться не умеют. Это, если хотите, индикатор социальной устойчивости: человек чувствует свою сопричастность профессиональному сообществу и претендует на определенный уровень зарплаты. Можно прийти с улицы и доказать, что ты специалист в той или иной сфере, даже если получил образование неформальным способом, - сегодня есть масса литературы, Интернет, дистанционное обучение. Работодателю система сертификации придает уверенности в том, что кандидат справится с функциями, которые ему доверят, позволяет формировать кадровый резерв и принимать решения о должностных перемещениях, - поясняет Владимир Жильцов, директор Национального центра сертификации управляющих.
Государственная система сертификации, по мнению экспертов, - утопия. В США, чтобы внедрить в учебный процесс новую профессию, необходим всего месяц, у нас - 96 лет, с учетом всех бюрократических проволочек. Многие профессии попадают в квалификационный справочник спустя десятки лет успешного существования на рынке. Кроме того, есть более 10 ведомственных систем повышения квалификации, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Собственные программы разрабатывают такие крупные компании, как "Лукойл", ТНК-ВР, "Русал", и другие. Но аналитики уверены: рано или поздно все они "дозреют" до взаимного признания.
В качестве оптимальной модели распространения сертификации видится государственно-частное партнерство, где ведущую роль сыграют федеральные университеты, а их партнерами станут региональные органы власти, профессиональные сообщества и социальные институты.
Основной принцип сертификации - тот, кто преподает, экзамены не принимает. Это лучше сделает тот, кто нанимает на работу. В отличие от аттестации, которая проводится внутрикорпоративно, здесь знания, умения и навыки оцениваются со стороны - отраслевыми экспертами, профессиональными объединениями, саморегулируемыми организациями - на основе профессионального стандарта, содержащего четкие требования к конкретному виду деятельности, так называемые наборы компетенций. Процедура довольно проста. Оценивается только степень владения навыком и качество выполнения задания.
В идеале сертификат должен позволить любому, к примеру, мигранту, доказать свою профпригодность либо повысить квалификационный уровень и действовать на территории всей страны.
В России пионером в вопросе добровольной сертификации стал СОСПП в 2006 году. Отрабатывать механизм решили на топ-менеджерах. Соотношение прошедших и не прошедших процедуру - 50 на 50. Само по себе согласие пройти тестирование - знак, что человек честно играет на рынке труда. Потому что результаты попадают в открытый реестр, где ими могут воспользоваться как кадровые агентства, так и потенциальные работодатели.
Среди регионов первой ласточкой стал Татарстан, именно здесь в 2009 году при поддержке республиканских властей было создано региональное агентство развития квалификаций (РАРК). По словам Светланы Апраксиной, начальника отдела развития сертификации министерства труда, занятости и социальной защиты республики Татарстан, уже разработаны системы оценки персонала для ряда отраслей. Среди прошедших сертификацию лишь 20 процентов вчерашних студентов, основная масса - уже работающие специалисты, пожелавшие повысить уровень или сменить сферу деятельности.
На Среднем Урале сертификация персонала пока проводится по частной инициативе бизнеса либо по заказу отраслевых советов при профильных министерствах. Например, по запросам строителей уже несколько лет тестируются выпускники колледжей. Задания ребята получают нестандартные, зато востребованные потребителями.
- По ряду профессий рынка услуг образовательные программы в области вообще отсутствуют. Люди обучаются прямо на рабочем месте, но кто проверяет качество таких услуг и где признается документ, полученный по результатам обучения? - говорит Надежда Колычева, ответственный секретарь отраслевого совета.
По замыслу СОСПП, курировать работу разрозненных ресурсных и сертификационных отраслевых центров должны региональные агентства по квалификации кадров. Именно они формулируют территориальный бизнес-заказ для сферы образования, ведут реестр профессиональных стандартов, сертифицированных лиц и аккредитованных учебных программ. Но уральский бизнес пока осторожно присматривается к инициативе Союза промышленников.
- Мы понимаем, что внутрикорпоративная аттестация устарела, но и с сертификацией не стоит торопиться: как этот механизм, например, соотносится с Трудовым кодексом? - комментирует начальник управления по работе с персоналом крупного оборонного предприятия Сергей Васильев.