В США создают защитный шлем, будто скопированный с реквизитов "Звездных войн", и проектируют экзоскелеты, придающие человеку силу фантастического "робокопа".
Солдат ХХI века, облачившись в доспехи, которые для него сейчас разрабатывают, полностью утратит человеческие черты. Думать ему тоже не придется - все сделают компьютеры. Такому "звездному пехотинцу" останется одна функция - открывать огонь, когда прикажут, по врагу, на которого укажут. Это в теории. А что будет в реальности?
Американский шлем для пехоты будущего напоминает защиту солдат "армии зла" из упомянутого голливудского блокбастера "Звездные войны". Между тем победили в тех войнах храбрые и справедливые джедаи, чья "боевая амуниция" была простой одеждой, схожей с той, что носили наши славянские предки - свободная рубашка, пояс, удобные штаны и сапоги.
Как ни странно, военная форма тысячу лет назад была более функциональной, чем даже в начале ХХ века.
В давние времена одевались так, чтобы было удобно работать и удобно воевать. Широкий пояс защищал позвоночник и живот, в сапогах было удобно ездить на лошади, к тому же в них засовывался короткий кинжал, названный позже ножом. Уже непосредственно перед боем на рубаху надевалась кольчуга или другая защита от колюще-режущего оружия противника. А дальше все зависело от боевого искусства, коим наши славные предки владели в совершенстве.
Парадоксально, но экипировка дружины Дмитрия Донского смотрелась более оптимально, чем военная форма армий, сошедшихся на поле Бородинском. И воевали на поле Куликовом в маневренном, почти современном по тактике, бою. А на Бородино солдаты и офицеры часами стояли в плотных "коробках" и двигались строевым шагом красивыми каре в красивых, по-европейски скроенных мундирах, неся бессмысленные потери.
Еще более парадоксально то, что мировой тренд развития армейского мундира на протяжении веков был один - красиво и неудобно.
Даже в новом тысячелетии сохранилось убеждение, что форму для солдат и офицеров могут проектировать лишь модные кутюрье, а не те, кто понимает - форма должна быть не столько красивой, сколько удобной для боя.
Однако здравый смысл берет свое. В наиболее развитых в военном отношении странах армейская форма претерпевает качественные изменения. Скорее всего, останутся парадные мундиры, в которых не стыдно выйти за пределы гарнизона, и полевая форма, на которую и будет надеваться боевая амуниция. И Российской армии придется отказаться от красивой формы, придуманной Юдашкиным, но не выдержавшей испытания зимой, и возвращаться к традициям славянского воинства.
Одежда будущего солдата НАТО будет очень функциональной. И еще отличительной ее чертой станет то, что в ней легко облачиться в любые современные доспехи, причем самые разнообразные.
Что, например, предполагается реализовать в новом шлеме, разрабатываемом в США? В первую очередь защиту от поражающих факторов при подрыве "партизанского", что особенно подчеркивается, фугаса. На барабанные перепонки ударная волна не повлияет, мозги сотрясти не сможет. В шлем вмонтируют максимум радио- и компьютерной гарнитуры. Не снимая шлема, солдат сможет видеть свои координаты на поле боя, получать целеуказание и команды. Возможно, в шлеме появятся фильтры и он приобретет свойства противогаза.
Так называемый экзоскелет, который сейчас используется при погрузочно-разгрузочных работах, станет более легким, эргономичным и мощным. В нем солдат сможет бегать по полю боя с тяжеленным грузом за плечами, перепрыгивать минно-опасные участки, проворно взбираться вверх по скалам или высоким постройкам.
Разработчики этих армейских чудес уверяют, что такая экипировка необходима прежде всего в антитеррористических операциях. Но создается-то она для армии, задача которой вести войну с регулярными частями противника, а не с партизанами.
То, что солдат на поле боя должен быть максимально защищен, американцы осознали во Вьетнаме. Но окончательно поняли это после завершения боевых действий Советской армии в Афганистане. Армия США, вступившая в серию локальных войн конца ХХ века, была совсем не похожа на ту, что когда-то с позором уходила из Юго-Восточной Азии. Обмундирование американского пехотинца, высаживавшегося в зоне Персидского залива в начале 1990-х, отличалось от того, что носил экспедиционный корпус США во Вьетнаме, так же, как скафандр пилота сверхзвукового перехватчика от формы пилота Первой мировой.
В ближайшем будущем защита станет еще более прочной и универсальной. Грудь и спину прикроют жесткие керамические или титановые пластины, выдерживающие не только удар винтовочной пули, но и гасящие взрывную волну. Боковые части тела, руки и ноги закроют гибкие синтетические пуленепробиваемые накладки.
Сейчас в качестве синтетической брони используется кевлар. Возможно, в ближайшее время его заменит полиэтилен. Оказалось, этот известный всем полимер, изготовленный с нанодобавками, приобретает удивительные свойства: становится более стойким к внешнему воздействию, чем кевлар. Мягкость его гарантирует отсутствие травматического эффекта, присущего всем бронежилетам. Пуля не пробивает преграду, но тело бойца получает такой динамический удар, что порой рвутся внутренние органы и человек погибает. При использовании полиэтилена такого не будет. К тому же он легче воды. Бронежилет станет еще и спасательным жилетом, что очень важно для морских пехотинцев и экипажей боевых кораблей. Возможно, полиэтилен станет многофункциональной броней будущего.
В НАТО давно и активно работают над перспективной защитой своих солдат. Причем каждая страна привносит что-то свое. Лидируют США и Франция. В этих странах создаются настоящие боевые комплексы для тех, кто воюет на земле. Все, о чем говорилось выше, делается в США. Но более известна французская амуниция FELIN. Она менее экзотична по сравнению с тем, что разрабатывается по заказам Пентагона, но более функциональна. А что же в России?
Как ни странно, по многим направлениям защиты и создания удобной военной формы для солдата мы не так уж давно были мировыми лидерами. И сегодня не все позиции утрачены.
Новейшая экипировка воина Российской армии - это вовсе не те красивые мундиры, которые показывают военачальникам и досужей публике на модельных подиумах. Это целый комплекс защиты, связи и навигации, отвечающий всем требованиям боя нового века.
В конце 80-х начались работы по созданию принципиально новых форм защиты и поражения. Занимались этим сотрудники Центрального НИИ точного машиностроения (г. Климовск). За ничего не говорящей аббревиатурой скрывался ведущий мировой разработчик стрелкового оружия и средств экипировки. В НИИ, в отличие от штатских модельеров, знали, как солдата в бою защитить.
Не в НАТО, а в нашей стране впервые приступили к реализации концепции "солдат как боевая система". Создавался взаимоувязанный комплекс управления, защиты, жизнеобеспечения и даже энергоснабжения отдельно взятого бойца. В отечественном комплексе был предусмотрен сенсор-передатчик, подающий сигналы о жизненно важных параметрах человеческого организма. И, предположим, после жесткого боестолкновения можно было сразу определить, кто из солдат жив, какая помощь ему требуется и где раненый находится.
По внешнему виду наша перспективная амуниция сегодня смотрится даже более эстетично, чем та, массивная, в которую одет плакатный солдат армии США. Практически ни в чем она не уступает французской амуниции FELIN. Разве что в цене.
Защита нашего воина, как и в западных образцах, комбинированная и дифференцированная. Жизненно важные органы прикрыты легкой титановой броней, которая выдерживает автоматную пулю. Широко используется синтетическая защита. На смену привычной каске приходят шлемы самых различных конфигураций и исполнения: композитные, титановые, стальные, комбинированные.
Наши шлемы не так экзотичны, как перспективный американский. Но они тоже спасают уши от баро травм и мозги от сотрясения. Если потребуется, будет спроектирован шлем в форме реквизита "звездных войн". Но насколько это необходимо?
Увы, пуленепробиваемый полиэтилен чисто технологически сегодня в России делать не могут. Тем не менее бронежилет для ВМФ одновременно служит и спасательным костюмом. Если матрос, несущий вахту, требующую ношения бронежилета, вдруг окажется за бортом, он не утонет, а будет плавать на поверхности как поплавок. Это чисто русское ноу-хау. Обязательны и персональные средства связи и навигации. Каждый солдат, выходящий на боевое задание, должен иметь индивидуальное переговорное радиоустройство и систему космической навигации ГЛОНАСС.
Все это обмундирование уже рекомендовано к принятию на вооружение, и есть надежда, что оно скоро начнет поступать в войска.