В самом конце января по инициативе Комитета Государственной Думы по культуре и ее председателя Григория Ивлиева был собран "круглый стол", на котором представители культуры и искусства встретились с представителями минфина. Предметом дискуссии стал 83-й федеральный закон, вступивший в силу 1 января 2011 года, цель которого - снижение нагрузки на бюджет и оптимизация учреждения.
О смысле закона и тех переменах, которые он несет, мы попросили высказаться участника "круглого стола", директора Ярославского театра им. Федора Волкова Бориса Мездрича.
Российская газета: Борис Михайлович, какие положения этого закона вызвали наибольшие сомнения?
Борис Мездрич: О чем вообще закон? О регулировании взаимоотношений между учреждениями культуры и учредителем. В связи с этим предусмотрены разнообразные организационно-правовые формы для учреждений культуры, в том числе автономные, бюджетные, казенные... То есть вводится строгий набор форм, который учредитель посчитает нужным для учреждений сохранить. Новизна закона в том, что возникает финансирование бюджетных учреждений не по смете, а по субсидиям. То есть речь идет о финансировании не процесса, а результата. Разработан и метод расчета субсидий (эта модель уже была опробована на Театре им. Вахтангова): театры должны по средним итогам двух прошедших лет привести данные своих будущих расходов. И по ним нам будут отпущены средства на текущий год.
Этот "сюжет" вызывает наибольшие вопросы. Нереально профинансировать работу театра по результатам, исходящим из прошлого опыта. Возникнет ситуация, направленная на угасание театра.
Спектакль - явление будущего. А рассчитывать средства на него предлагают, исходя из прошлого. Это создает разрыв между природой художественной деятельности и способом расчета затрат на нее.
Я не хочу сказать, что 83-й закон - бессмысленный. Там есть позитивные вещи. Например, более свободное финансовое маневрирование для руководителей театров. Но при этом отношения между учредителем и учреждением делаются более зависимыми.
РГ: Театры, видимо, начнут приспосабливаться, чтобы использовать вымышленные показатели?
Мездрич: Цифры, конечно, будут прикидочными. Разумеется, мы найдем некую "середину", придумаем похожую на правду историю. Можем подсчитать примерные качественные показатели будущей работы - количество зрителей, кассу, новые названия, участие в гастролях, фестивалях и театральных премиях. Но нужно понимать, что существует предел физической работы театра.
Мы не можем играть спектакли по 3-4 раза в день. Есть периоды выпуска, отпусков. У тех театров, которые пассивно живут, есть возможность поднимать будущие показатели. А у тех театров, которые и так сейчас очень эффективно работают, этот люфт предельности остается очень небольшой.
РГ: Сейчас много слухов о возможных сокращениях театров. Они обоснованы?
Мездрич: В законодательстве прописан значительно упрощенный порядок создания новых учреждений культуры и их же ликвидации. Симметричный, как говорят в минфине. А это значит, неизбежно произойдет ликвидация части театров, которые не смогут поддержать своей деятельностью уровень бюджетного финансирования в рамках субсидий. Останутся лишь наиболее активные и живучие.
РГ: Коммерчески активные?
Мездрич: Все движется в сторону коммерциализации. Мне представляется, что поскольку в 83-м законе сильно формализован процесс расчета субсидий, то, значит, и деятельность театров будет сдвинута в сторону финансового обеспечения результата. Художественный процесс станет менее выгодным. На мой взгляд, достойное финансирование художественного процесса при прочих равных условиях может обеспечивать высокий художественный результат. Целью будут короткоживущие, но имеющие финансовый успех спектакли.
Некоторые тенденции этого процесса уже видны сейчас. Например, в том, что художники уходят на камерные сцены. Тенденцию можно проверить по той же "Золотой маске". В этом году в номинации на "большую форму" участвуют несколько московских и петербургских театров и только один из провинции - "Екатерина Ивановна" ярославского Театра им. Ф. Волкова. Если так дальше пойдет, то число театров будет "оптимизировано". То есть сокращено.
РГ: А как в свете этой реформы выглядят призывы, высказанные Мариной Давыдовой в "Известиях", провести "инвентаризацию" театров?
Мездрич: Они на данном этапе совпадают с государственной политикой. Не уверен, что театры нужно сокращать. Необходимо принять ряд нормативных актов, которые улучшили бы работу тех театров, которые есть. Наш репертуарный театр перегружен по численности работников. Если бы Трудовой кодекс был до конца проработан, то можно было выводить за штат тех сотрудников, которые много лет отдали театру. Как это уже сделано в профессиональном спорте, государственной и военной службе, где очень точно возраст привязан к занимаемой должности. Но при этом человек социально защищен, имеет приличные компенсации в виде пенсии и проч.
Я в театре с 1989 года и давно уже практикую выведение за штат актеров, которые в силу возраста или физического состояния не могут выполнять свою работу. Так же было, когда я пришел в Волковский театр. Этим актерам я плачу, ежемесячно и пожизненно, материальную помощь в дополнение к той пенсии, которая у них уже есть. Иногда размер этой доплаты превышает размер пенсии. Но договориться удается не со всеми. Если бы мы законодательно имели норму, обязывающую артистов или уходить на пенсию по достижении определенного возраста, или переходить на срочный договор, то можно было бы говорить об обязательной ежемесячной материальной компенсации. И заработная плата оставшихся могла бы стать больше.
В Волковском все руководство театра, включая главного режиссера Сергея Пускепалиса, на срочных договорах. И молодые актеры, которые недавно пришли в театр, - тоже. Около 75 процентов труппы.
Главная и очевидная цель минфина сейчас - уменьшить нагрузку бюджета на культуру. И для этого подготовлена солидная нормативная база в виде 83-го ФЗ и подзаконных актов. Значит, в скором времени количество театров уменьшится. Но как сказал один из участников "круглого стола": "Это же все сделано для федеральных учреждений, а в регионах будут поступать по закону социального подражания". То есть вслед за федералами чиновники будут сокращать бюджет и на местах - в областных и городских театрах. Одним словом, наступают тяжелые времена. Потому что нормативная база подготовленного закона противоречит природе театрального процесса.