Сергей Собянин: Нужно четко определить, что нужно Москве, в каких инвестициях она нуждается

Нашей стране надо вернуться на докризисную траекторию ежегодного увеличения ВВП на 7 процентов, считает директор департамента экономики и финансов правительства Андрей Белоусов.

Вчера на "Форуме Россия-2011" вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, выступая на пленарном заседании, подтвердил, что в прошлом году рост ВВП составил не 3,8 процента, как ожидалось, а 4 процента. Потом участники разошлись по тематическим "круглым столам". На одном из них Андрей Белоусов продолжил тему, заявив, что 4-процентного роста для России недостаточно. Эти темпы сравнимы с мировыми, но наша страна при подобной динамике не решит стоящие перед ней задачи завершить модернизацию социально-чувствительных секторов здравоохранения, образования и науки и вписаться в мировую экономическую систему. Но и вернуться к 7 процентам будет непросто.

Мы вышли на плато по экспорту нефти, и его ежегодные объемы будут сохраняться на уровне 204-205 миллионов тонн в год, подсчитал Белоусов. Между тем, в предкризисных объемах роста ВВП экспорт сырья и металлов  давал примерно 2 процента.  Экономика теряет и в таком факторе роста, как сокращение потребления. После кризиса компании сократили расходы на оплату труда - динамика роста зарплат и производительности труда впервые сравнялись.  В принципе, это не так уж плохо. Но отнимает у ВВП еще один процент роста.

Чтобы вернуться к прежним показателям, Белоусов предлагает опереться на три возможных источника. Первый - это экспорт машиностроительной продукции. Сейчас, по его подсчетам, он составляет 18-22 миллиарда долларов в год, тогда как даже  во времена СССР машиностроительный экспорт только в капиталистические страны составлял до 25 миллиардов долларов. Потенциал для расширения машиностроительного экспорта, пояснил Белоусов "РГ", есть в электротехнике, энергетическом машиностроении, приборостроении. В СНГ может быть востребована российская бытовая техника. При реально действующей системе поддержки российского экспорта, страна может ежегодно поставлять за рубеж машиностроительной продукции на 30-40 миллиардов долларов в год. Но какие меры могут обеспечить такой рывок, он не сказал. Второй источник роста, полагает Белоусов, это рост инвестиций. Но для этого надо решить проблему с "отвратительным", по его выражению, деловым климатом. А в последний год Россия только откатилась по этим показателям в мировых рейтингах. Наконец, третий источник - повышение производительности труда. От соседей по "восьмерке" мы отстаем в этом плане в несколько раз. И даже простые технологические заимствования, говорит Белоусов, могли быть дать существенный эффект.

Советы иностранных экспертов отличались противоречивостью и не были оригинальными. Глава постоянного представительства МВФ в России Одд Пер Брекк советовал придерживаться жесткой бюджетной политики, не наращивать расходы, отказаться от налоговых льгот и следить за инфляцией. Правда, тут же рекомендовал поставить амбициозную цель по росту экономики в 5 процентов. Экономист Всемирного банка по нашей стране Желько Богетич призвал вкладываться в инфраструктуру. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц рекомендовал за счет государства поддерживать промышленную политику, разные инновационные компании, а также малый и средний бизнес. "Если бы я был на месте МВФ и Всемирного банка, то, наверное, сказал бы то же самое", - иронично заметил Белоусов.  Но нынешний российский бюджет не дает большого простора для маневров. Налоговые доходы бюджета, подсчитал он, составляют 18 процентов ВВП. Из них 7 процентов "зажаты" социальными обязательствами, 3,5 процента - расходами на поддержание обороны и безопасности, 3 процента положено отдать бюджетной сфере, 1 процент - на межбюджетные трансферты регионам. Таким образом, жестко расписаны 15 процентов.  И на все остальное, включая модернизацию, промышленную политику и прочие нужды остается три процента, сетовал Белоусов.  

Тем временем, на другой площадке форума столичный мэр Сергей Собянин рассказал инвесторам, как Москва выстраивает  отношения с бизнесом. Работа идет по нескольким направлениям. Во-первых,  госзаказ. Его объемы ежегодно составляют более 10 миллиардов рублей. Здесь взаимодействие должно идти без прямых контактов, считает Собянин. С этого года город перешел на размещение заказа на электронных аукционах. Второе направление связано с инвестиционными контрактами. Прежде всего, необходимо провести их ревизию, чем сейчас и занято столичное правительство. Всего, пояснил Собянин, заключено около 1,5  тысячи инвестиционных контрактов. Но многие из них являются проблемными, общий объем строительства составляет около 40 миллионов квадратных метров, притом, что ежегодно Москва строит, примерно, 5 миллионов квадратных метров. То есть, задел создан на много лет вперед. В течение полугода, планирует Собянин, ревизию инвестконтрактов правительство доведет до конца. По какой-то части будут выставлены штрафные санкции и продлены сроки, готовые объекты - приняты, а там, где застройка противоречит планам и законодательству, ее запретят. Третье направление - это выстраивание отношений по оформлению прав на землю. Пока эта работа во многом идет в ручном режиме, но в дальнейшем оформление прав должно проходить максимально быстро, говорит Собянин. И, наконец, одно из главных направлений - это определить, что нужно городу, в каких инвестициях он нуждается. При этом самой большой проблемой, доставшейся ему в наследство, Собянин назвал, как раз отсутствие серьезных наработок для стратегического развития города. Разрозненных планов много, но единой программы нет.

Изменились и приоритеты городского правительства относительно займов. В ближайшие годы Москва будет занимать меньше. "У нас нет готовых масштабных планов по развитию инфраструктуры, а занимать на наращивание текущих расходов правительство не готово", - пояснил мэр. Именно масштабное наращивание займов, в том числе, и в кризисный год, завело, по его словам, городской бюджет в тупик. При этом, пояснил Собянин, будет произведена реорганизация Москомзайма. Часть функций, связанная с созданием Международного финансового центра, будет передана в департамент внешней экономической политики. А те, которые касаются непосредственно заимствований, отдадут в финансовый департамент.