В Екатеринбурге Кшиштоф Занусси возглавлял жюри международного фестиваля "В кругу семьи", его попросили дать интервью местному телевидению. Перед эфиром пану Занусси предложили пройти в гримуборную, чтобы перед софитами и камерами ему наложили грим. Порядок есть порядок, и все на телевидении, как мужчины, так и женщины, пудрят носы, чтобы не блестело лицо. Но интеллигент высшей пробы, Занусси, проявил своенравие и заявил: "Нет, этого делать не надо! Пусть у вас будет блестящий режиссер!"
Кшиштоф Занусси - известный режиссер,преподаватель с мировым именем, лауреат Государственной премии Польши, член Европейской академии кино. В детстве, из которого он постоянно черпает сюжеты, был вундеркиндом. Школу окончил в 15 лет. Отец, последней стройкой которого был главный вокзал в Варшаве, мечтал видеть его архитектором. В тридцать девятом году вокзал стал жертвой первых бомбардировок. Занусси выучился на физика, но физика его не полюбила. Он стал учиться на филологическом факультете, о поступил в киношколу, куда претендовало 100 человек на место. Дипломная работа стала известна всему миру. Сейчас он преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра Польши, почетный доктор ВГИКа.
Но совсем недавно на еще одно звание у пана Занусси стало больше. И произошло это в Беларуси...
Об этом рассказал он мне сам, когда мы познакомились на фестивале в Екатеринбурге .
- Я недавно был в Беларуси, - говорит пан Кшиштоф, - посетил Гродненский государственный университет, прочитал лекцию "Стратегия жизни". Во время торжественной церемонии мне присвоили звание почетного профессора вуза и вручили мантию, аттестат и медаль "За заслуги перед Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы".
Но на этом визит в Беларусь у Занусси не закончился. Он поставил в Национальном академическом драмтеатре спектакль "Смерть и дева".
- Во время поездки в Екатеринбург вы с Урала летали в Варшаву на встречу с президентом России Дмитрием Медведевым. Как она проходила ?
- Это было во время визита российского президента в Польшу. Из Екатеринбурга я полетел в Варшаву на встречу с Медведевым. Мы обменялись вопросами, куда идет мир, о месте в нем России, Польши. Кому будет принадлежать ХХI век? Это будет век европейской цивилизации или азиатской. Но китайская цивилизация не дала миру то, что дали Древняя Греция, Древний Рим! Сейчас, как цивилизация, мы победили. Мы живем без голода. А что будет дальше? Мы будем вторым, третьим миром?
- Президента России вы пригласили на премьеру своего спектакля "Все мои сыновья" по Артуру Миллеру в РАМТ. Вам близок сюжет спектакля?
- Я пригласил Дмитрия Медведева на премьеру в Москве. Он достал айпод и стал искать дату, сможет ли он посмотреть в этот вечер спектакль? Но не смог. Премьера спектакля впервые прошла в екатеринбургском ТЮЗе в рамках общенациональной программы "В кругу семьи".
Спектакль - об ответственности семьи, которая часто становится огромной помехой развивающегося общества, где нет гражданской ответственности. Вопрос семьи сегодня открытый. В каком направлении пойдет цивилизация и какая роль в ней семьи? Есть огромные силы в обществе, которые хотят освободить человека от семьи. Некоторые философы уже в начале XX века видели семью без отца и матери.
- Над чем сейчас работаете?
- Я готовлюсь снять новый фильм. Это совместное производство. История о заговоре женщин. Есть очень опасное феминистское течение. Есть несчастные женщины, которые поверили, карьера - это все.
- Но вы лично не разочаровались в женщинах?
- Лично я нет.
- У вас дом в Польше, куда вы приглашаете студентов, актеров со всего мира. Расскажите об этом?
- У меня дом в тридцати километрах от Варшавы с большим садом. Это открытый дом, где одновременно может проживать около ста человек. Есть школа, которую я содержу. К нам приезжают студенты со всего мира. Можете приехать и вы. Ко мне приезжают актеры, живут с нами. Приезжали Валерий Золотухин, Нелли Уварова, белорусские актеры.
- Зачем вы на это тратите столько сил, времени?
- Наверное, я возвращаю какой-то долг благодарности времен моей юности, когда я ездил по миру, а другие мне помогали. С другой стороны, я многому учусь. Люблю метафору Папы Римского о том, что у Европы два легких, они никогда не соединятся, но могут сотрудничать.
- По каким критериям, как председатель жюри, вы определяете фильмы?
- Для меня важна память. Если я фильм забыл на следующий день, значит, картина плохая. Важна тема. Сейчас все могут снимать на сотовые телефоны. Важно, не как снять картину, а как прорваться к зрителю. Рынок забит. А чего не хватает? Человеческого внимания. Реклама обманывает, она развивает желания на то, что вы не хотите иметь. Самое важное, чтобы кто-то вас слушал.
- Как вы относитесь к фильмам в формате 3Д?
- Я видел фильм в формате 3Д 60 лет назад. На экране куклы. Не люди. Наши чувства имеют значение, но не техника.