В канун Дня российской науки собрался Консультативный научный совет фонда "Сколково", который прошел при закрытых от прессы дверях. Почему? Это корреспондент "РГ" попытался выяснить у непосредственных участников.
К нынешнему заседанию совета были приурочены конференция "Биомедицинские технологии в "Сколково". Вызовы и возможности" и презентация двух проектов, признанных лучшими по итогам конкурса градостроительных концепций иннограда.
Сопредседатель КНС академик Жорес Алферов отметил, что современная медицина в значительной степени связана с применением физических методов в диагностике, исследованиях и разработках новой медицинской техники. Но сегодня происходят важные изменения в самих лекарственных средствах и в медицинских биотехнологиях. И здесь без тесного союза физиков, химиков, биологов и медиков просто не обойтись. По словам Алферова, "в этом деле чрезвычайно важно угадать, какие новые исследования и разработки станут наиболее перспективными. А для этого надо встречаться, обсуждать проблемы и анализировать тенденции на самом высоком научном и технологическом уровнях".
С ним согласен председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН Валерий Черешнев, тоже член КНС. По его данным, в развитых странах до 50 процентов средств идет на биомедицину и биотехнологии. То есть половина от всего, что выделяется на научные исследования и разработки.
- А здесь что? - эмоционально отреагировал он на мой вопрос о презентации градостроительных концепций "Сколково". - Если мы идем за миром, то надо подумать, где и сколько потребуется чистых помещений. Если создавать здесь биоинформационный комплекс, как делается в других странах, - это одно дело. А если цель иная, так и скажите. Примите концепцию, что это будет офисный центр - с филиалами и дочерними структурами по всей стране. Тогда зачем в "Сколково" чистые помещения? То есть надо прийти к пониманию, что хотим развивать под брендом "Сколково".
Черешнев настаивает, что сначала надо выработать идеологию развития, а потом уже проектировать. Скажем, выбраны пять направлений, но и в них еще надо определиться. Ясно, что стартовую площадку для отработки космических программ здесь не построишь, считает Черешнев. То же самое и с атомными технологиями: в стране есть давно сложившиеся и успешно работающие ядерные центры. И какая нужда вырывать успешные проекты из существующей инфраструктуры, чтобы затем создавать ее в чистом поле "Сколково"? По большому счету что остается? Информационные и нанотехнологии плюс биомедицина. Для этих направлений не требуется больших площадей - достаточно чистых комнат, утверждает академик. Все остальное пусть развивается на периферии, а центральные офисы, если это так важно, могут получать прописку в "Сколково".
Своя позиция у академика и по поводу уже получивших статус "Сколково" проектах: "Их уже тридцать! Только у членов научного совета забыли спросить, а вы-то с этим согласны? Зарубежные коллеги недоумевают, мы уже полгода в составе консультативного совета, а кого за это время проконсультировали? Показывают статью в "Нью-Йорк таймс", что проекты в "Сколково" утверждены и финансируются. Но кто определял удельный вес одного, удельный вес другого? Многие члены совета приезжают не на один день и готовы работать, выехать на место, посмотреть на условия, материальную базу, чтобы не было никакой "липы". Ведь для этого, как мы понимаем, и создавался Консультативный совет".
Жорес Алферов,
Вице-президент РАН, сопредседатель КНС:
- Совет продемонстрировал полное единство российских и зарубежных ученых в главном - мы должны самым активным образом участвовать в отборе проектов и их экспертизе. Мы высказали свою позицию в отношении представленной нам структуры образовательного комплекса.
Принята специальная резолюция, где мы говорим, как совет должен участвовать в рассмотрении проектов, претендующих на статус участника, и в дальнейшем их продвижении. Перед этим была встреча с Виктором Вексельбергом. Он приболел, но внимательно нас выслушал и с доводами согласился.
Следующая встреча состоится 25-27 мая в Санкт-Петербурге. Чтобы она получилась содержательной, а работа конструктивной, за оставшееся время мы должны хорошо подготовить совет. Решения, принятые вчера, показывают, что мы активно включаемся в рассмотрение, подбор и продвижение проектов. И для меня очень важно, что наши зарубежные коллеги - не просто гости, но активные работники в совете.