Новости

07.02.2011 00:45
Рубрика: Экономика

Аудиторы в шоке

215 миллиардов рублей растранжирили столичные чиновники за три года

830 миллионов рублей бюджет города выделил на покупку самолетов для столичной авиакомпании. Но лайнеры на них так и не купили. Более двух миллиардов потратили на объекты, которые уже были профинансированы. А строительство станции "Кожуховская" обошлось в 2,5 раза дороже, чем другие.

Счетная палата официально объявила окончательные итоги проверки финансирования транспортного комплекса столицы. Аудиторы сами в шоке от того, что обнаружили. 215 миллиардов рублей, потраченных с нарушениями, беспрецедентная сумма, признался аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. Однако, общаясь с журналистами, он подчеркнул, что речь идет не о хищениях, а о нарушениях.

Всю информацию по проверке, которая была утверждена в конце прошлой недели коллегией Счетной палаты, представят московским властям. И они будут делать выводы, в том числе кадровые. Что касается уголовного или административного наказания, то это дело следственных органов, подчеркнул Рябухин. Если же нецелевое использование средств не связано с их присваиванием, а деньги пошли на развитие транспортного комплекса, тогда виновные будут привлечены не к уголовной, а к административной ответственности.

Нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, в основном касаются авиакомпании "Атлант-Союз". Это для нее должны были закупить самолеты на 830 миллионов рублей. Однако эти средства были потрачены на текущую хозяйственную деятельность. Еще 8,8 миллиарда были даны авиакомпании под видом субсидий.

Общая сумма злоупотреблений составила 10 миллиардов 822 миллиона рублей. В Счетной палате журналистам подтвердили, что это фактически основные статьи нецелевого использования бюджетных средств. Причем ряд сумм проходили через офшоры. На что и каким образом они использовались, это уже вопрос к следствию или даже к Росфинмониторингу. Счетной палате не удалось проследить, куда в конце концов попали эти деньги.

Значительное нецелевое использование средств было обнаружено при строительстве метро и в "Мосгортрансе". Ведомство потратило бюджетные деньги на детский сад, который даже не был лицензирован, сообщил Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы. Кроме того, недавно построенная станция "Кожуховская" обошлась в 10 миллиардов рублей, что в 2,5 раза больше, чем потратили на другие станции. Также Счетная палата зафиксировала завышение средств по строительству Люблинско-Дмитровской и Митинской линий. В 2004 году, по данным аудиторов, метростройка велась по чертежам без сметной документации.

Естественно, после такой информации журналисты не могли не задать вопрос об увольнении руководителя Московского метрополитена Дмитрия Гаева, о чем накануне писали некоторые СМИ. На это заместитель мэра в московском правительстве по вопросам транспорта Николай Лямов ответил, что распространенная информация преждевременная, решение еще не принято и именно по итогам проверок Счетной палаты будут делаться выводы - останется ли Гаев на своем посту или нет. По словам Лямова, в строительстве метро есть определенная специфика, в том числе неоднородность подземного пространства, которая в ходе проходки может потребовать дополнительных затрат, если встретятся плавуны. Эти моменты будут проверены, пообещал Лямов.

Что касается судьбы московской авиакомпании и аэропорта Внуково, то Лямов не стал говорить о дальнейшей судьбе этих непрофильных активов. Сказал лишь, что сейчас проводится оценка аэропорта Внуково. Будет ли он продаваться, чиновник отвечать не стал.

Рябухин назвал и другие цифры, например, государственные и муниципальные закупки делались с нарушением установленных порядков на сумму 117 миллиардов рублей. Несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств Счетная палата оценила в 24,8 миллиарда рублей. Речь идет в основном об объектах строительства, которые не были завершены в течение двух лет или два года после окончания строительства не эксплуатировались. 2 миллиарда 380 миллионов рублей были потрачены московскими властями на те объекты, которые уже профинансировали РЖД. Чтобы исключить в дальнейшем такие нарушения, Счетная палата рекомендовала Москве вывести управление транспортным комплексом из ведения семи департаментов и создать единое ведомство. Также в Москве необходимо подтянуть экономическую дисциплину. Более полутысячи объектов строились без тендера, были даже документы, где в контракте не указывались сумма и сроки выполнения работ.

Рябухину был задан вопрос: почему Счетная палата не проверяла Москву раньше? Аудитор пояснил, что обязательная проверка Счетной палатой предусмотрена только дотационных регионов, а Москва является донором. Но по просьбе мэра Москвы Сергея Собянина Счетная палата занялась проверкой.

С учетом рекомендаций Счетной палаты в Москве планируется для коммерческого и муниципального транспорта сделать единую маршрутную сеть и распределить между всеми компаниями, которые возят пассажиров, прибыльные и убыточные маршруты. В метро будет выстроена новая система взаимоотношений с рекламодателями, что позволит увеличить доход в бюджет метрополитена. До 2011 года в течение семи лет за рекламу в метро отвечала одна компания. Кроме того, в Счетной палате считают, что проезд в метро льготников необходимо компенсировать из федерального бюджета.

Николай Лямов сообщил, что Москва уже работает над стратегией транспортного комплекса. Сначала будет сделано техническое задание, а потом написание стратегии выставят на конкурс.

Экономика Казна Бюджеты регионов Филиалы РГ Столица Москва Правительство Москвы Госфонды и контрольные органы Счетная палата ЦФО Москва