Государство готово вернуться к планам строительства железной дороги от Перми до Мурманска - так называемого "Белкомура". Финансовый кризис 2008 года заставил скорректировать проект.
Вчера замминистра транспорта РФ Виктор Олерский провел в администрации Пермского края специальное совещание о перспективах развития транспорта Пермского края, а также соседних регионов. Сейчас у государства и крупных компаний появилась возможность к нему вернутьсся.
"В этом году все обсуждения по "Белкомуру" закончатся, - заявил Олерский. - Этот путь очень перспективен. Угольные компании в случае постройки этого пути сократят свои перевозки на 822 километра, а РЖД сможет сэкономить при этом немалые средства".
Чиновник отметил, что Пермский край по своему географическому положению имеет "возможность притягивать грузы", поскольку находится на пересечении водных и железнодорожных путей. Однако все упирается в поиск инвесторов. Чтобы построить "Белкомур", необходимо изыскать 180 миллиардов рублей.
"Я сделал лично для себя оптимистичный вывод - грузовая база проекта есть, нужно сосредоточиться на качественных расчетах его окупаемости и выходить на комиссию Инвестфонда РФ", - отметил Олерский. Еще не построенную дорогу уже готовы загрузить предприятия. На 13 миллионов тонн в год увеличится вывоз калийных удобрений, на 10 миллионов тонн вырастут перевозки угля. Все грузы предназначены для Мурманского морского порта, который сейчас реконструируется. Ранее вице-премьер правительства Пермского края Александр Кудрявцев заметил, что в ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" средств на "Белкомур" не предусмотрено.
По словам Кудрявцева, "соседи из Коми выступают локомотивом по получению гарантий РФ на всю сумму проекта на срок до 25 лет". Предполагается, что инвестором может стать ВЭБ. Заложенная в тариф инвестнадбавка будет источником для погашения кредита и процентов по нему.
Эта возможная схема финансирования проекта будет рассмотрена российским правительством и Госдумой.
Кстати, проект "Белкомур" предполагает строительство спрямляющей магистрали меридионального типа Архангельск -Сыктывкар - Гайны - Соликамск, возведение в Архангельске глубоководного порта, а в дальнейшем - включение "Белкомура" в транснациональную магистраль из Норвегии в Индию. Общая протяженность дороги составит 1252 километра.