Вряд ли у какой еще певицы столь насыщенная и разноплановая творческая жизнь. На следующей неделе Пелагея споет на "Зимнем международном фестивале" Юрия Башмета. Чуть позже выступит в концерте "Поем The Beatles". А затем уже станет и ведущей фестиваля "Чартова дюжина" в Санкт-Петербурге, ежегодно собирающего лучших рокеров России.
Российская газета: Вы идете на отечественной сцене своим ни на кого не похожим путем, сращивая народную музыку с роком и электрогитарами. А какой из этих жанров для вас самый любимый?
Пелагея: Я с раннего детства была окружена народными песнями - у меня "поющие" предки. Мама очень рано стала прививать мне народное звукоизвлечение, как наиболее натуральное и безопасное для детского голоса. Потом, когда у меня появилась возможность слушать других исполнителей, хороших, аутентичных фольклорных коллективов и таких великих исполнительниц, как Лидия Русланова, Нина Матвиенко, я только укрепилась в уверенности, что русский, славянский фольклор - гениальный в своей простоте и лаконичности. А если говорить о технике, то вокальная техника фольклорного пения - это наслаждение... Сейчас у нас в группе инструменты классического рок-состава: гитара, бас, барабаны да еще присутствует баян. И в аранжировках народных песен они образуют наиболее, на наш взгляд, органичное звучание. Особенно это касается казачьего фольклора - это самый настоящий "народный" рок-н-ролл. А так как я имею счастье работать с очень талантливыми и "гибкими" музыкантами, эти же инструменты могут деликатно, тонко обрамлять и самые нежные, русские лирические песни. Дело не в адаптации для молодежной аудитории. Мы сами ее представители, такая же молодежь. Нам интересна древняя музыка, но также интересно экспериментировать, пробовать внедрить фольклор в современность, совмещать его с модной, актуальной музыкой.
РГ: Несколько неожиданно для поклонников то, что 10 февраля вы споете на фестивале Юрия Башмета, а уже через несколько дней - на сборном концерте в честь The Beatles?!
Пелагея: Мы приняли предложение Юрия Абрамовича с удовольствием, так как давно знакомы. Участвовали и в его проекте на "Культуре", в эту новогоднюю ночь. Играли вместе, и это совмещение народной песни, рок-группы и классического состава музыкальных инструментов (правда, аранжировка была не классическая) оказалось очень интересным! Что касается Зимнего фестиваля, для меня большая честь оказаться в одном проекте с такими мировыми творческими величинами, как оркестр Башмета и Мастерская Петра Фоменко. Но говорить о будущих совместных проектах сейчас сложно. Мы уже сосредоточены на собственном творчестве - потихоньку появляются мысли о новой программе и о следующем альбоме... Ну, а Beatles - определенным образом - эталон для меня! Я знаю катастрофическое количество их песен наизусть! Мы с друзьями устраивали вечер-викторину, посвященную битлам, и я всех победила - вспомнила и спела больше всех! Поэтому, когда нам поступило предложение, мы, не раздумывая, согласились. И насчет совмещения битловских песен с фолком - у нас есть интересные идеи. А получится или нет - выяснится на концерте.
РГ: Вас хотели продвигать на Западе, появлялась информация об интересе со стороны создателя World Music Питера Габриэла.
Пелагея: Были другие предложения, также связанные с западными лейблами, но мы с мамой, а потом с группой, много лет назад выбрали путь, по которому пойдет наша музыкальная жизнь. Этот путь находится в России, и нам до сих пор кажется это правильным решением.
РГ: Вашим продюсером является мама Светлана - сама прекрасная певица и музыкант с консерваторским образованием. В чем вы с мамой никогда не спорите - убедились, что она все равно окажется права?!
Пелагея: У нас так сложилось - я родилась в семье, где человек и так стал бы чьим-то продюсером. Я вообще изначально принимаю авторитет мамы. И чем взрослее становлюсь, тем больше ценю ее "чутье", музыкальный вкус и абсолютно ей доверяю. Мама - профессиональный музыкант и театральный режиссер. Она знает про сцену все. Тем не менее у нас не какая-то кабала, где все решения принимаются одним продюсером-деспотом. Меня и с детства никто не заставлял заниматься музыкой, а самой страшной угрозой из уст мамы было обещание больше со мной не работать!
Поэтому я с ранних лет ценю эту возможность, подаренную мне природой, - наблюдать за ее творчеством,- и очень чутко отношусь ко всем ее советам и идеям. Для меня существует еще один авторитет в музыке, он тоже участник нашей группы - Паша Дешура. Невероятно талантливый музыкант, композитор, аранжировщик. Всегда полон идей, оригинальных, но в духе времени.
РГ: Вы стали одной из самых гастролирующих артисток России практически без эфиров и поддержки ТВ и главных радиостанций страны. Считаете, что это правильно и нормально?
Пелагея: Русский фольклор уничтожался при советской власти - нельзя было, чтобы "большой брат" выпячивался как-то на фоне маленьких республик. И мы наш исконный фольклор практически потеряли. Остались крупицы, которые надо сохранять. Я лично это делаю на каждом концерте, я вообще посвятила свою профессию этой задаче.
Но фольклор в чистом виде уже не войдет в каждый наш дом. Но как история, как признак русскости он обязан вернуться в нашу память. Не хоры накрашенных бабушек в одинаковых красных кокошниках - это никогда не будут слушать молодые люди. Его можно вернуть в жизнь, вливая творческие силы молодых людей, совмещая его с модными музыкальными течениями. И вот здесь необходима государственная поддержка - эфиры на ТВ и радио. Сколько можно слышать от программных директоров, что такая музыка "не формат"? На своих концертах я вижу молодых людей, интересующихся корневой музыкой. Они приходят, чтобы не только слушать эту музыку, но и чувствовать за нее гордость.
Надо придумывать какие-то гранды. Необходимы фестивали, они должны быть доступными для большого количества людей и выступающих... Каким-то чудом существует "Саянское кольцо" под Абаканом - величайшее для нашего времени событие. В Казани теперь есть "Сотворение мира". А дальше - всё еле выживающее... В Москве три года назад мы стали делать фестиваль "ПОЛЕ-MUSIC", где приглашающая сторона - Россия сочетается с музыкой разных культур. Вот прямо на основе русской песни и происходит импровизация, где видно, как мы похожи с другими народами, чем отличаемся и как хороши наши песни! С восторгом публика принимает эти идеи, с восторгом откликаются музыканты. Но масштабно это сделать мне одной никогда не удастся.