Государственные планы по приватизации должны быть более амбициозными, считает помощник президента Аркадий Дворкович. ВТБ может быть приватизирован полностью, а госдоля в Сбербанке снижена менее чем до 50 процентов, заявил он вчера на международном форуме "Россия-2011".
Пока, напомним, в программе приватизации, рассчитанной на ближайшую трехлетку, речь идет о продаже 35 процентов акций ВТБ и 7,6 процента акций Сбербанка. При этом в обоих случаях контрольный пакет до сих пор планировалось оставить в руках государства.
Выполнение этого плана - задача-минимум, заверил вчера иностранных инвесторов Дворкович. А лучше, говорит он, пойти дальше и не ограничиваться заявленными долями.
С компаниями, которые находятся в конкурентной среде, надо идти до конца, одобряет такие намерения экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин: "Это будет третий этап перераспределения собственности, который повысит конкурентоспособность российского бизнеса".
Новая волна приватизации, напоминает Дворкович, преследует несколько целей. Во-первых, она позволит создать в отечественной экономике конкурентную среду и поставит все компании в равные условия. Во-вторых, власти рассчитывают на привлечение стратегических партнеров, которые перенесут на российскую почву лучшие мировые практики управления и технологии. И, наконец, напоминает Дворкович слова президента, деньги тоже будут не лишними.
В течение пяти лет государство рассчитывает выручить от продажи своей собственности почти 50 миллиардов долларов. Способ продажи, говорит Дворкович, в каждом конкретном случае будет подбираться индивидуально. Где-то необходим приход крупного партнера-инвестора, в других случаях - целесообразнее выводить акции на открытый рынок и "распылять" среди большого числа миноритарных акционеров через публичное размещение акций (IPO). Темпы и порядок приватизации будут зависеть от ситуации на рынках, поясняет помощник президента.
Объем частных размещений в этом году может составить, по разным оценкам, от 10 до 20 миллиардов долларов. Но Дворкович надеется, что государство и частники не будут мешать друг другу в борьбе за деньги инвесторов. В разных секторах, поясняет он, действуют разные инвесторы. А если мы увидим, что где-то существует избыток предложения, то будем корректировать сроки размещения, обещает он. Рынок спокойно примет объем размещений в 20 миллиардов долларов, утверждает Вьюгин.
Публичное размещение акций российских компаний, помимо прочего, должно подтолкнуть развитие в стране финансового рынка и поддержать правительственные планы по созданию в Москве Международного финансового центра. Для продажи госпакетов правительство будет привлекать инвестконсультантов из частных банков и компаний. Но любой консультант скажет, что, если вы хотите получить больше денег, IPO надо проводить в Лондоне, предупреждает Вьюгин. И возникает опасность, что зарубежные центры перетянут на себя ликвидность и доход от таких операций. Для развития финцентра IPO надо проводить на российских площадках, а чтобы к акциям отечественных компаний имел доступ более широкий круг инвесторов, надо развивать торговлю депозитарными расписками, предлагает Вьюгин. Такие производные ценные бумаги фактически подтверждают права их обладателей на владение акциями. Надо снять ограничения на выпуск расписок при выпуске акций, считает эксперт. Сейчас, пояснил он "РГ", расписки могут составлять не более четверти выпуска, из-за этого депозитарные программы компаний фактически ограничены. Когда этот барьер будет убран, у зарубежных инвесторов появится выбор - купить акции или депозитарные расписки. Второй путь несколько дороже, но им смогут воспользоваться самые осторожные иностранцы. "Нельзя пускать дело на самотек, консультанты будут предлагать самый простой для себя путь", - говорит Вьюгин.
Однако сейчас на российский фондовый рынок в основном приходят специализированные западные фонды, целью которых не является "игра вдолгую", говорит один из авторов первой волны российской приватизации Борис Йордан. А серьезные долгосрочные инвесторы еще смотрят, как покупают акции сами русские. А пока отечественных массовых инвесторов не так уж много. Затея с IPO на российских площадках и созданием Международного финцентра окажется бесполезной, если на рынке не будет долгосрочных российских денег, поэтому нужно создавать условия, чтобы на него выходили отечественные пенсионные и страховые фонды, советует Йордан.
В то же время главным "тормозом" для иностранных инвесторов являются проблемы с российским правосудием и коррупцией. "Мы не доверяем российским судам, опасаемся, что не сумеем защитить свои права и всегда проиграем госкомпаниям", - передает Йордан мнение зарубежных бизнесменов. Пока не будет решен этот вопрос, мы не сдвинемся с мертвой точки, замечает он. Но зависимость судов и коррупция во многом являются следствием слишком большого присутствия государства в экономике. "Если у него большая доля в экономике, оно будет пытаться манипулировать судом. В 1990-х годах, получив значительную долю собственности, на суды влияли олигархи", - объясняет Вьюгин. Если госдоля в экономике будет меньше, пропадут экономические мотивы для вмешательства в работу судов, надеется он.
Улучшать ситуацию с правосудием, бороться с коррупцией и проводить приватизацию будут одновременно, дал понять в ответ на замечания Йордана Дворкович. "Есть большие опасения, что, прикрываясь благими намерениями сначала улучшить конкурентную среду, развить финансовые рынки, победить коррупцию, в каждом случае мы будет находить объяснение, почему не приватизировали тот или иной актив, - пояснил он. - Если так подходить, мы вообще ничего не сможем изменить". Потому что отдельным чиновникам, не скрывал помощник президента, проще работать со своим другом, который является руководителем госкомпании.
Тем временем
Центробанк предлагает ввести уголовную ответственности для владельцев банков за недобросовестное ведение бизнеса. Об этом на форуме "Россия-2011" заявил глава департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. И пояснил, что от качества банковского бизнеса зависит благосостояние вкладчиков. Кроме того, необходимо повысить ответственность владельцев банков за предоставление недостоверных данных и сокрытие существенной информации.