В субботу в Мюнхене глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон, встав бок о бок, помогли новому Договору СНВ вступить в силу. При этом корреспондент "РГ" оказался свидетелем того, как незадолго до церемонии обмена ратификационными грамотами российские и американские дипломаты продолжали играть в разных командах.
"На первый взгляд, сегодня состоялась сугубо протокольная церемония, но именно с этого исторического момента Договор СНВ вступил в силу", - подчеркнул Лавров. В ответ Клинтон обратила внимание собравшихся на тот факт, что обмен ратификационными грамотами по Договору СНВ состоялся именно в Германии: "Когда-то эта страна была символом разногласий, имевших место во время "холодной войны", но сегодня она помогла нам объединиться".
Впрочем, в тот момент на двух дипломатов было нацелено столько телекамер и устремлено так много глаз, что было очевидно - в центре Мюнхена в гостинице "Байеришер Хоф" действительно творилась история. В принципе мюнхенцам не привыкать то и дело оказываться в центре событий мирового масштаба. Раз в год именно в гостинице "Байеришер Хоф" проходит Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности.
В России она стала хорошо известной после 10 февраля 2007 года. В тот день Владимир Путин задал участникам конференции много конкретных вопросов об однополярном мире. Получившийся тогда диалог оказался крайне востребованным во всем мире.
С тех пор Мюнхен фактически стал главной площадкой для обсуждения ключевых мировых политических проблем.
В этом году организаторам конференции удалось поднять планку еще выше. Пока в одной аудитории участники продолжали "ломать копья", обсуждая крайне тревожную ситуацию в Египте, за стеной в зале под стеклянным куполом все ждали появления российского министра и американского госсекретаря. К историческому моменту все было готово. Но вот о том, как трудно шли последние приготовления, знали единицы.
Казалось бы, о чем тут спорить? Вошли, подписали, сделали заявления и пошли дальше обсуждать ближневосточное урегулирование в рамках министерского заседания "квартета". В действительности же до последнего гости из Москвы и Вашингтона не могли найти общего языка по действительно протокольному вопросу. Впрочем, с другой стороны, было бы крайне странно и неправдоподобно, если бы россияне и американцы высказывали идентичные мнения по любому вопросу.
Итак, американцы, в лучших традициях шоу, которое они явно мастера устраивать по любому поводу, предложили сначала провести своеобразную презентацию документа, рассказав, о чем именно договорились Россия и США, а уж затем приступить к самой церемонии. Отдельно были сомнения и по поводу того, нужно ли вообще допускать всех желающих журналистов на обмен ратификационными грамотами. Россияне же доказывали, что презентация будет лишней, так как о самом договоре уже написаны тысячи статей, репортажей и комментариев. А журналисты в любом случае должны быть.
В итоге пришли к компромиссу: от шоу отказались, но в совместную пресс-конференцию Лаврова и Клинтон официальную церемонию обмена ратификационными грамотами превращать не стали. Тем временем в отдельном кабинете уже шла встреча главы МИД России и госсекретаря США. В программе министра на эти переговоры было отведено около получаса. В итоге разговор длился значительно дольше. За это время все протокольные нюансы были решены.
Тем не менее в свое выступление Клинтон все же вплела элементы презентации, рассказав, что последует за вступлением в силу нового Договора. "Наши страны незамедлительно начнут уведомлять друг друга об изменениях, касающихся стратегических сил, - подчеркнула госсекретарь. - В течение 45 дней мы обменяемся полной информацией о наших вооружениях и объектах. А в течение 60 дней возобновим инспекции, участие в которых позволит каждой из сторон доверять, но проверять".
Из ее речи также стало понятно, что она никак не может забыть о курьезе, который произошел почти два года назад в Женеве. Тогда только что ставшая госсекретарем Клинтон решила подарить Лаврову символическую кнопку "перезагрузка". Но американцы напутали с переводом, и в итоге министру вручили кнопку "перегрузка". В субботу в Мюнхене Клинтон перевела разговор с одной кнопки на другую: "Когда речь идет о той кнопке, которая вызывает у нас наибольшую озабоченность, - сегодня мы сделали еще один шаг к тому, чтобы кнопку никогда не нажимали".
Лавров же акцентировал внимание собравшихся на других деталях главного российско-американского успеха двух последних лет: "Хочу отметить, что Договор вступил в силу именно в том виде, в котором был подписан двумя президентами. Ожидаем продолжения сотрудничества в рамках двусторонней консультативной комиссии". Кроме того, он отметил, что успех не был бы достигнут столь быстро, если бы не находился под столь пристальным контролем президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы: "В конечном итоге, Россия и США проявили свою ответственность за безопасность в мире, свою готовность и дальше двигаться к обеспечению стабильности. У нас немало задумано, и мы будем стараться все это воплотить в жизнь".
Лавров и Клинтон обменялись грамотами и пожали друг другу руки. А весь зал зааплодировал. И, похоже, практически все делали это искренне. "Надеюсь, что кто-нибудь подарит фотографию этого исторического момента", - обратился министр к журналистам. "Мне тоже", - добавила Клинтон. И они вместе ушли заниматься проблемами Ближнего Востока.
Справка "РГ"
Договор СНВ был подписан в Праге 8 апреля 2010 года. Новое соглашение позволяет России самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических вооружений, включая их наземную мобильную составляющую.
Акцент сделан на учете взаимосвязи между СНВ и стратегическими оборонительными вооружениями. При этом подчеркивается возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений.