08.02.2011 00:09
    Поделиться

    На киноэкраны выходит главный фаворит "Оскара-2011" - "Король говорит!"

    Фильм "Король говорит!" выходит на экраны и в лидеры "оскаровской" гонки

    В феврале на наши экраны выходит главный претендент на премию "Оскар" и, без сомнения, один из лучших фильмов года "Король говорит!" Тома Хупера.

    Эта простая, в общем, история уже не раз повергала в слезы и слабый, что понятно, и даже сильный пол. Заставляла волноваться и ликовать, когда герой одерживал над собой трудную победу. Даже побуждала примерить эту историю на себя. Хотя, казалось бы, где рядовой зритель из какого-нибудь Арканзаса - и где всемогущий король Британской империи!

    Английское кино постоянно обращается к фигурам монархов, и эти его усилия постоянно завершаются полным успехом - вспомним оскароносные "Елизавету", "Королеву", "Молодую Викторию". Секрет не только в понятном любопытстве публики к быту царствующих особ, к их жизни под прессом исторической ответственности. Здесь все драматические коллизии, свойственные судьбе любого смертного, раскаляются до предела просто в силу того, что это фигуры, к которым прикованы взгляды миллионов. Любой шаг, любое решение здесь могут отозваться историческим триумфом или национальным поражением. И чем меньше это бремя ответственности перед страной и миром ощущается ближайшими к зрителям властями, тем актуальнее становятся такие фильмы.

    И вот весьма распространенный недуг, поразивший принца Альберта, ставит и честь императорской фамилии, и страну, и мир в целом на грань катастрофы.

    Альберт непоправимо заикается. Произнести фразу до конца - для него акт героизма. Все это было частной проблемой до тех пор, пока старший брат, гуляка Дэвид, который должен был унаследовать трон, от него не отказался. И вот в критический для истории момент начала Второй мировой войны, когда народы ждут веского слова короля, король может предстать перед толпой жалким и косноязычным. Именно такой тягостной сценой, по времени относящейся к открытию национальной выставки 1925 года, открывается фильм. Повторение позора невозможно, оно действительно грозит крахом.

    Таковы обстоятельства, которые максимально обостряют ситуацию и ставят победу Британии над гитлеризмом в зависимость от способности короля победить самого себя. Личная драма преодоления приобретает исторические масштабы и заставляет следить за происходящим с утроенным сочувствием.

    "Король говорит!" - редкий пример полной гармонии авторской цели и режиссерских методов. Никаких попыток следовать последней кинематографической моде. Никакого страха оказаться чересчур академичным. Никаких отвлечений от простой и ясной повествовательной конструкции. Предельное внимание к внутренней жизни персонажей, она отражается на лицах героев, даже их молчание читаешь как напряженнейшую по сюжету книгу.

    Главных героев трое: принц - впоследствии король Георг VI (Колин Ферт), его супруга Елизавета (Хелена Бонэм Картер) и неудавшийся австралийский актер, логопед-любитель Лайонел Лог, к которому отчаявшийся принц обращается за помощью (Джеффри Раш). Есть еще один персонаж, немой, мертвый, отливающий вороненой сталью, грозный и пугающий, он гипнотизирует принца, как удав кролика, - микрофон. Громоздкий, блестящий, из детских лет радиовещания - лакированная коробка, от которой тянутся провода к тем самым миллионам, что ждут исторической речи и слышат каждое дыхание смятенного короля. Его выступление - невидимое глазу сражение с самим собой, о нем слушатели могут догадаться лишь по предательским заминкам между словами.

    Для привыкшего к мигалкам и кортежам зрителя будут удивительны картины, где король с королевой едут по загородному шоссе без охраны, а будущий монарх может запросто войти в весьма затрапезный дом к весьма подозрительному эскулапу и даже, немного покочевряжившись, позволить тому панибратски звать его просто Берти. Отношения столь неравных в социальном отношении субъектов и составляют психологическую вязь фильма - его главный и самый захватывающий сюжет. Лог у Джеффри Раша эксцентричен, неказист, хамоват и деликатен одновременно. Он ищет подходы к необычному гостю, провоцирует, шокирует, эпатирует, фраппирует - прощупывает. Точность его интуиции вызывает у наблюдателя восторг, обмен репликами остр, как фехтование, напоминает то поддавки, то игру в кошки-мышки. При том, что действие основательно заторможено заиканием короля, происходящее мучительно для обоих, и мы почти физически разделяем эти страдания. Но ясно, что король здесь берет уроки не только связной речи, но и непоказной демократии, и освободится он не только от заикания, но и от генетически усвоенных предрассудков.

    Здесь и зарождается сама возможность катарсиса, который мы испытаем в финале. Мы с королем победили недуг, наша взяла, и зритель в зале предается такому же, как король на экране, сдержанному ликованию.

    Актерские работы в фильме безупречны, это самое сильное, что было сыграно в кино за последние годы. По внутреннему накалу они рифмуются со столь же триумфальной работой Хелен Миррен в фильме "Королева", что еще раз подтверждает давний закон: герой на экране интересен, если для сближения с ним залу нужно хорошо потрудиться. Это наше с актерами совместное творчество, этот ни с чем не сравнимый ансамбль единомыслия и сочувствия - и составляют, на поверку, главное зрительское наслаждение. 

    Поделиться