07.02.2011 00:30
    Поделиться

    Авторы стандартов для старшей школы подготовили их новую версию

    Скандал с образовательными стандартами для старшей школы, похоже, получил неожиданное развитие. Разработчики документа встретились с авторами открытого письма президенту против введения этих стандартов, обсудили разногласия и нашли компромисс.

    Сейчас в Интернете уже более 20 тысяч подписей "за" это письмо, автором и идеологом которого стал учитель московской школы N 57 Сергей Волков. После появления письма глава минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что "никакого одобрения этих стандартов не будет до того момента, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку". Однако, несмотря на это, волнения в обществе не утихали.

    На пике скандала разработчики лицом к лицу встретились с недовольными педагогами. За столом переговоров оказались Сергей Волков и руководитель рабочей группы РАО по разработке новых образовательных стандартов, гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. Напомним, основные претензии учителей и десятков тысяч подписавшихся под письмом - нельзя перекраивать программу старших классов, переводя русский язык, математику, литературу и остальные общеобразовательные предметы в разряд "по выбору". Нельзя ставить детей в ситуацию, когда нужно выбирать, что изучать: русский или литературу, ведь в проекте стандарта эти предметы хоть и находятся в одной предметной области, но разделены запятой.

    - Мы предложили сократить число учебных предметов до 9-10, - объяснил Александр Кондаков. - Нас обвиняют в том, что это американская система. Это не совсем так. В новых стандартах учтен лучший мировой опыт, в том числе и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Подчеркиваю, старшеклассники будут изучать обязательно не только ОБЖ, физкультуру и "Россию в мире". Они обязаны выбрать из каждой предметной области по одному предмету, из какой-то одной можно выбрать два.

    - Если верить бумаге, то в 10-м классе можно выбрать либо русский язык, либо литературу, либо русскую словесность, - парировал Сергей Волков. - Эта запятая между русским и литературой сужает горизонт выбора детей, разрушает все представления об обучении нормального человека. В своем письме мы попросили подумать над этим. Но мы не против стандартов.

    Внимательно просмотрев проект стандарта, Александр Кондаков кивнул. "Да, действительно. Запятую эту уберем, тем более что в школах, как правило, русский язык и литературу ведет один и тот же педагог. Сделаем в этой группе русский и литературу одним предметом. Это будет правильно.

    Еще одна неувязка произошла с шестой предметной областью, в которую входят искусство и предмет по выбору. Оказывается, этот предмет можно выбрать из любой из предложенных областей в плюс к уже выбранным. В итоге скажем, ученик, интересующийся естественными науками, может собрать "ассорти" из физики, химии и биологии.

    Чем дальше шел разговор, тем яснее становилось: и разработчики, и учителя находятся по одну сторону баррикад. Просто язык документа настолько официален и профессионален, что простому человеку не все в нем понятно. По словам Кондакова, сейчас как раз идет работа по "переводу" стандарта на ясный для общества язык. Правда, вопрос в том, почему нельзя было учесть этого сразу?

    Александр Кондаков заверил Сергея Волкова, что в ближайшее время в проект стандарта будут внесены изменения по итогам встречи и новый вариант появится в сети Интернет на официальном сайте Федеральных государственных образовательных стандартов. После этого еще как минимум месяц проект будет активно обсуждаться. Кстати, Андрей Фурсенко подчеркнул в одном из своих выступлений, что хотя сейчас повсеместное введение стандартов старшей школы назначено на 2020 год, срок может быть передвинут еще дальше.

    Поделиться