С нового года в России действует новый закон, регулирующий уплату таможенных платежей. Еще на стадии разработки некоторые нормы этого закона вызывали острую критику со стороны бизнес-сообщества. Вопросы у участников ВЭД остаются и сегодня. Ответить на них мы попросили начальника отдела методологии взимания таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР) ФТС России Елену Бричеву.
По словам Елены Бричевой, цель Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - закон) - приведение российского законодательства в соответствие с международными актами в рамках Таможенного союза (ТС). Речь идет о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) и международных соглашениях, составляющих правовую базу ТС. Кроме того, закон направлен на реализацию отсылочных норм, содержащихся в ТК ТС и международных соглашениях, а также на правовое закрепление норм, не урегулированных таможенным законодательством Таможенного союза.
Таможенные платежи - это та сфера, которая в наименьшей степени унифицирована в ТК ТС. Елена Бричева полагает, что объясняется это целым рядом причин, основная из которых связана с тем, что на данном этапе интеграции унифицируется таможенное законодательство. По ее словам, "сейчас не стоит вопрос об унификации и, пожалуй, даже о гармонизации таких сфер законодательства, как налоговое, гражданское законодательства о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве". В то же время все эти сферы законодательства находятся в тесной связи с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей. Именно поэтому те 24 статьи ТК ТС, которые посвящены таможенным платежам в общей части ТК ТС, содержат более 40 отсылочных норм к национальному законодательству.
Что касается России, то в основу закона были положены нормы Таможенного кодекса РФ с учетом изменений, вступивших в силу с 1 октября 2009 года. Эти изменения были направлены на совершенствование адми нистрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей. Именно они вызвали замечания экспертов бизнес-сообщества, которые нашли свое продолжение и в замечаниях относительно норм закона. Один из таких недостатков - отсутствие нормы о возможности уплаты таможенных платежей любым лицом, которая была исключена еще в 2009 году. По словам Елены Бричевой, внесенные в ТК РФ изменения были продиктованы не только наличием аналогичных норм в Налоговом кодексе РФ, но и правоприменительной практикой.
"Исполнение обязанности по уплате налогов регулируется статьей 45 НК РФ, которой установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, - говорит она, - при этом иные нормы установлены, например, для случаев исполнения обязанности по уплате налогов при ликвидации или реорганизации организации, соответственно, ликвидационной комиссией или правопреемником, но никак не любым лицом". Учитывая, что к числу таможенных платежей относятся и налоги, вполне обоснованно, считает Елена Бричева, наличие аналогичных норм в таможенном законодательстве.
Кроме того, эта норма приводила к сложностям при дальнейшем администрировании уплаченных таким лицом таможенных платежей. Например, возникали вопросы: а кого рассматривать в качестве плательщика, кто должен подавать заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов? Как следствие, все это вело к судебным разбирательствам.
Еще один не менее важный аргумент в пользу новой нормы, по мнению Елены Бричевой, - это механизм последующего принятия к вычетам налогов. Правом на применение налогового вычета импортер может воспользоваться, если он уплатил налог в бюджет, а также оприходовал товар. Таким образом, уплата налога в бюджет - непременное условие использования права на вычет при ввозе товаров, поэтому для его применения импортер должен иметь оформленные в соответствии с законодательством документы, подтверждающие его фактическую уплату. Такими документами являются не только декларация на товары, но и платежный документ, подтверждающий уплату налогов. А в случае использования механизма авансовых платежей - подтверждение таможенного органа об уплате налога. В случае уплаты налогов иным лицом подтвердить право на применение налоговых вычетов очень сложно.
Таким образом, уверена Елена Бричева, "исключение возможности уплаты таможенных платежей любым лицом представляется оправданным, и это не должно вызывать трудности для бизнеса, поскольку таможенные платежи уплачиваются преимущественно авансом". Однако следует заметить, что технология работы с авансовыми платежами в ТС изменилась, и это также, по мнению экспертов бизнес-сообщества, один из недостатков закона.
Возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозной таможенной пошлины не предусмотрена нормами ТК ТС. Cтатья 72 лишь устанавливает, что именно признается авансовыми платежами. Точно такое же определение авансовых платежей устанавливается и статьей 121 закона. Для минимизации возможных негативных последствий законом предусмотрена возможность уплаты ввозной таможенной пошлины до подачи декларации на товары. При этом такая возможность предполагает последующее использование уплаченных денежных средств в порядке, аналогичном расходованию авансовых платежей. То есть, не придавая таким денежным средствам статуса "авансовых", создана возможность предоплаты ввозной таможенной пошлины и исключения задержек при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров.
Таким образом, в отношении ввозимых товаров декларанту придется уплачивать денежные средства минимум двумя платежными документами: по одному - в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, по другому - авансовый платеж в счет предстоящей уплаты налогов и таможенных сборов. По словам Елены Бричевой, "такое положение дел не слишком удобно и для таможенных органов, поскольку требует администрирования фактически двух лицевых счетов плательщика". ФТС России уже подготовила предложения по внесению соответствующих изменений в ТК ТС и направила их белорусским и казахстанским коллегам.
Еще одной мишенью для критики со стороны бизнес-сообщества являются положения закона, регулирующие исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. По мнению Елены Бричевой, "это странно, поскольку закон не устанавливает новых норм в этой части по сравнению с действовавшим ТК РФ".
Установленная статьей 117 закона норма о том, что сам факт поступления сумм таможенных пошлин, налогов на соответствующие счета является подтверждением исполнения обязанности плательщика, аналогична положениям статьи 149 ТК РФ, в которой факт поступления таможенных платежей на счета Федерального казначейства определялся как условие выпуска товаров. При этом, обратила внимание Елена Бричева, не требуется получения дополнительных документов, подтверждающих этот факт и их представление в таможенный орган. Более того, в соответствии с частью 4 статьи 117 по письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.