Именно это изобретение выдающийся русский химик Николай Зелинский, автор более 700 научных трудов, считал главным делом своей жизни.
Весь мир был потрясен огромными потерями, когда в 1915 году немцы предприняли газовую атаку около города Ипр. Средства защиты от отравляющих веществ искали ученые всего мира. Но Зелинский считал, что поиски идут по неверному пути. Изобретатели нацеливались на вполне конкретный вид яда, а требовалось универсальное средство. И здесь Николаю Дмитриевичу пришло, казалось, очень простое, а потому удивительное решение: найти защиту в самой природе. Дерево! Его пористая структура чем-то напоминает наши легкие. Выбор пал на простую русскую березу! Но ученый многократно усилил ее спасающие свойства, превратив обычный березовый уголь в активированный. Именно этот способ превращения, а также его применение для борьбы с отравляющими газами и стало открытием Николая Зелинского. Летом 1915 года он провел на себе решающий опыт: в изолированное помещение ввели два газа - хлор и фосген в такой концентрации, что находиться там было невозможно. И ученый, плотно прижав платок с активированным углем ко рту и носу, пробыл в отравленной атмосфере несколько минут.
Однако до применения в армии было далеко, ведь сам принц Ольденбургский снабжал армию защитными масками со своим вензелем "Ольден". И тогда ученый написал письмо царю, который распорядился испытать все известные в мире образцы противохимической защиты. Противогаз Зелинского проверял его помощник Сергей Степанов. Он пробыл в смертельной атмосфере хлора и фосгена свыше часа, в то время как конкуренты "сдались" уже через пять минут. За мужество Степанов был награжден Георгиевским крестом.
Сегодня противогаз Зелинского, переданный безвозмездно Николаем II своим "союзникам", в модифицированном виде распространен во всем мире. Так что автор остался без патента, поэтому сегодня имя автора, особенно за рубежом, сегодня вряд ли кто вспомнит.