В Египте завершился очередной раунд переговоров оппозиции с вице-президентом Омаром Сулейманом. Впервые в них приняли участие представители пока еще запрещенной в стране организации "Братья-мусульмане".
Однако уже очевидно, что эта непризнанная официальным Каиром политическая структура примет активное участие в предстоящих президентских выборах. Победы кандидата от "Братьев-мусульман", за которыми многие видят "руку" радикального ислама ,больше всего опасаются на Западе. О том, как могут развиваться события в Египте в дальнейшем, "Российская газета" беседует с директором Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.
Российская газета: Насколько велика опасность, что "Братья-мусульмане" перехватят политическую инициативу в Египте?
Евгений Сатановский: Это произойдет в любом случае, вопрос только в том, случится это через год, пять или десять лет. В конце любого переходного периода демократизации и парламентаризма на Ближнем и Среднем Востоке в конечном счете к власти приходит политический ислам. В более мягкой форме, как в Турции, или в агрессивно-революционной форме, как в Иране, - это уже вторично. Такой сейчас период - повальной исламизации региона. Период автократий светских или монархических ушел в прошлое. Вопрос лишь в том, будет ли создано коалиционное правительство, будет ли большая кровь или, как, похоже, сейчас происходит, президенту Египта Хосни Мубараку удастся пошаговыми уступками успокоить выступающих за его немедленную отставку. И спустить ситуацию на тормозах до очередных перевыборов в сентябре. После чего он спокойно передаст власть, скажем, вице-президенту Омару Сулейману, и покинет свой пост с почетом.
РГ: Но ведь Омар Сулейман также заявил, что не хотел бы становиться главой Египта. Ведь ему уже 74 года.
Сатановский: Всем понятно, что он единственный человек, который может сейчас стать президентом. На Ближнем Востоке верховную власть отдавать не принято. Омар Сулейман ведет себя чрезвычайно мудро, не требуя от Мубарака немедленно уйти в отставку, проявляя , несмотря ни на что, лояльность к своему шефу, кстати, на протяжении десятков лет связанному с ним общей военной службой.
РГ: Чем, на ваш взгляд, вызвана двойственная позиция Вашингтона? В Белом доме и Госдепартаменте то требуют от президента Египта немедленно уйти в отставку, то предлагают ему сделать это в плавном режиме.
Сатановский: Эта позиция вызвана "стратегической глупостью". Я не готов применять здесь более мягкие формулировки. Это не разовая ошибка, это система. Система, действующая последовательно на протяжении как минимум трех десятков лет. Если вы проанализируете поведение всех американских президентов, начиная с Джимми Картера, то увидите, что каждый из них сдавал союзников, поддерживая любые революционные протестные взрывные движения и путчи. Тот же Картер, например, собирался после падения шахского режима в Иране договориться с аятоллой Хомейни. Как известно, вместо договоренности с ним, Картер был вынужден полностью разорвать отношения с Ираном. Более того, у руководства Соединенных Штатов существует на генетическом уровне приверженность идее, что верующие люди есть потенциальный партнер. Но существует разница между толерантным западным христианством ХХ-XXI веков и радикальным политическим исламом, который в тот же самый период исторического развития реализует идеи религиозных войн.
РГ: Но ведь революция в Египте означает, по сути, провал всей ближневосточной политики США.
Сатановский: У США на Ближнем Востоке нет стратегии, а есть исключительно тактика. Правозащитные организации и организации левого антиглобалистского толка, к которым тяготеет нынешняя администрация Соединенных Штатов, будут радоваться тому, что Мубарак пал. Тот факт, что его уход принесет региону нестабильность, обрадует "Аль-Каиду" и "Братьев-мусульман" и может в результате привести к новой египетско-израильской войне, не волнует эти структуры.
Организации консервативного толка в США, безусловно, с сожалением воспринимают уход Мубарака. Но при этом даже консерваторы, в очередной раз наступая на те же грабли, приветствуют присутствие добрых верующих мусульман в любом правительстве в ущерб плохим светским атеистам.
РГ: Если к власти в Египте придут фигуры, подобные экс-главе МАГАТЭ аль- Барадеи или руководителю Лиги Арабских государств Амр Муссе, будет ли продолжена финансовая помощь Египту со стороны Евросоюза и США?
Сатановский: Наверняка. Амр Мусса и аль- Барадеи могут возглавить Египет в качестве неких "кукол" в шапито, формально демонстрирующих Западу то, что к власти пришли не радикальные исламисты, а демократическая коалиция. Такого рода ситуация была и в Иране в ходе исламской революции, когда шаха свергали все: и коммунисты, и либералы, и множество вестернизированных демократов. А в конце концов власть досталась аятолле Хомейни.
РГ: Египетские события могут повториться в странах Персидского залива?
Сатановский: Египетские события могут в принципе повториться где угодно, но худшим сценарием является как раз не повторение их в странах Персидского залива, а в Йемене и Алжире. Потому что Алжир просто снесет со своей гражданской войной и обилием там террористов "Аль-Каиды" все еще относительно стабильные страны Северной Африки, включая Марокко. Йемен, если он расколется на Север и Юг, а это произойдет почти наверняка, нарушит стабильность на всем Аравийском полуострове, начиная с Саудовской Аравии. Вот два основных очага проблемы. Что касается возможного вмешательства в дела Египта со стороны его ближневосточных соседей, то страна, охваченная бунтами и волнениями, где живут 85 миллионов человек, не совсем то место, куда многие захотят влезть.