10 февраля начнется трехдневный визит в Россию министра иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара. Одновременно в Москве, после длительного перерыва, состоится заседание двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Ее сопредседатель с японской стороны - глава МИДа Японии, с российской - министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
Среди основных тем переговоров и заседания двусторонней комиссии - развитие взаимной торговли, достижение ее сбалансированности, реализация совместных инвестпроектов и расширение их отраслевого ассортимента. Хотя российско-японская торговля растет уже несколько лет, она, по мнению министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, еще не отвечает потенциалам экономик двух стран. Что касается инвестиционных связей, то, по словам Э. Набиуллиной, "Япония представлена в нашей экономике вложениями в энергетический сектор, в автомобилестроение; есть проекты, связанные и с промышленной сборкой". Вдобавок, как отметила российский министр, "по сути уже принято решение о строительстве завода по производству шин "Иокогама" в Липецкой особой экономической зоне".
Между тем японские аналитики в последнее время прогнозируют рост объема капиталовложений из Японии в российские, особенно сибирско-дальневосточные проекты. А также - расширение ассортимента японского экспорта в РФ, ввиду снижения спроса на инвестиции и товары из Японии в большинстве отдаленных стран. Снижение такого спроса обусловлено, во-первых, последствиями общемирового экономического кризиса. А во-вторых, большей ценовой конкурентоспособностью товаров, аналогичных японским, из КНР, Тайваня, Южной Кореи и Юго-Восточной Азии.
Примечательно, что именно в канун японско-российских переговоров корпорации "Мицуи" и "Мицубиси" выразили заинтересованность в освоении и комплексной переработке запасов газа на Ямале. Об этом на днях сообщила влиятельная японская газета "Иомиури". Как считают в этих корпорациях, их участие в ямальских проектах по добыче и переработке местного газа "будет иметь особое значение для обеспечения энергобезопасности страны... Это также поможет укрепить экономические связи между Японией и РФ". Отмечены также экономико-географические преимущества доставки сжиженного ямальского газа в Японию.
Одновременно растет экспорт российской нефти в Японию с тихоокеанского порта Козьмино (Приморский край). По данным начальника товарно-транспортного отдела спецморнефтепорта Козьмино Оксаны Бродской, 42% объема отгруженной в январе с Козьмино нефти направлено в Японию. Она же была главным получателем "козьминской" нефти в 2010 году (свыше 30%). По мнению О. Бродской, такая тенденция, скорее всего, сохранится в наступившем году.