Построенный 60 лет назад в социалистической Польше этот вагон стал домом для семьи Мельник еще в 1989 году. Анюте Мельник тогда только стукнуло 19 лет, она устроилась работать обходчиком на путевую станцию, вышла замуж, вот и выделили молодой семье временное жилище на колесах.
В ту пору в окрестностях села Кривенковского под Туапсе обитали многие местные железнодорожники. Одни семьи жили в бараках, но большинство, как и Мельники, в списанных вагонах. Рассказывают, что на колесах тут даже магазинчик был, но потом его закрыли за ненадобностью.
Вот уже шесть лет только в одном вагоне продолжают жить люди. Фанерной перегородкой он разделен пополам, справа живут Мельники, слева - Клинкины. У Анны двое детей, у Надежды трое, обе женщины мужей схоронили, оставшись в этом убогом пристанище маяться вместе с ребятишками. Старшие уже и вырасти успели, младшие по-прежнему делают уроки на маленьком столике в "купе".
В тамбуре стоит печка-буржуйка, отапливаемая добытыми в окрестном лесу дровами, питьевую воду носят из поселка, дождевую - для хозяйственных нужд и стирки собирают в бочки. Ни газа, ни водопровода, ни отопления, благо хоть электричество есть - единственный признак человеческой цивилизации.
- Мы еще в советское время на очереди стояли, - говорит Анна, - а потом все очереди куда-то исчезли, а мы остались. Куда только не писали, не ходили - все без толку. Предлагают вступить в ипотеку, а где ж на нее денег взять? В 2008 году только добились, чтобы в администрации нас на очередь снова поставили, как малообеспеченных. Но там честно сказали, что муниципальное жилье не строится, поэтому мы квартиру можем вечно ждать.
Во время прошлогоднего октябрьского наводнения сам вагон и его обитателей едва не унесло страшным потоком воды, обрушившимся на Туапсинский район. Из соседних бараков всех вывезли в безопасное место, а к Новому году, как и обещали, построили новые дома для подтопленцев. Но семьи Клинкиных и Мельник в программу переселения не попали - по мнению чиновников, дом на колесах официально жилым помещением не являлся.
Анна Николаевна показывает паспорт. В графе прописка там значится "Дом N 3, улица ПМС-142". Адрес есть, а прав, выходит, нет. По крайней мере, администрация Туапсинского района (официальный ответ подписал заместитель главы Герман Апитин) отказалась включить их в списки пострадавших от наводнения и нуждающихся в жилье. Два месяца они обивали властные кабинеты, чуть ли не на коленях умоляли помочь им, но в ответ слышали: "Вам не положено". И тогда решили оспорить действия администрации в суде.
- К счастью, приехали корреспонденты, сняли, как мы тут живем, показали всей стране, - рассказывает Анна.
Шокирующий репортаж увидел и кубанский губернатор Александр Ткачев. И тут же отреагировал на телевизионный сюжет в своем микроблоге, который буквально на днях завел в "твиттере": "Смотрел "Вести": под Туапсе две семьи живут в ЖД-вагоне. Поражен. Поможем, даже если суд примет решение не в их пользу".
Суд постановил: из расчета по 18 квадратных метров на каждого человека Клинкиным на четырех членов семьи выплатить компенсацию в размере 2,1 миллиона рублей, а семье Мельник на троих - 1,6 миллиона рублей. Сейчас они подыскивают квартиры на вторичном рынке и надеются в ближайшее время навсегда распрощаться со своим "временным пристанищем".
"Очень рад", - написал в своем блоге губернатор Ткачев.
Но, может быть, губернатор еще разберется и с чиновниками, которые так долго не замечали "беду на колесах". Ведь к каждому терпящему бедствие человеку журналиста не приставишь...