09.02.2011 00:00
    Поделиться

    Российской аэрокосмической отрасли необходимо более широкое внедрение НИОКР

    Достаточны ли инновации на нынешнем уровне для того, чтобы Россия была в состоянии не просто устоять перед лицом кризиса, но и совершить подлинный экономический взлет? По сути, этот вопрос был главным на недавнем заседании комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

    Обсуждение, проходившее 31 января в Арзамасе под председательством президента Д.А. Медведева, было посвящено проблемам ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в крупных компаниях с государственным участием. Обсуждение более чем актуальное на фоне глобальной тенденции наращивания расходов на перспективные инновационные разработки. По прогнозу исследовательского института Battelle, в наступившем году затраты на НИОКР во всем мире повысятся на 3,6 процента - до 1,2 трлн долларов США.

    Россия согласно выкладкам института тратит на эти усилия 1 процент своего ВВП и замыкает первую десятку стран по общему объему расходов. Казалось бы, не хуже многих. Но явно мало, если страна хочет быть по-настоящему конкурентоспособной.

    В числе отраслей, где значение НИОКР трудно переоценить, международные эксперты называют аэрокосмическую. Без авиации современной экономике никак не обойтись, тем более, когда планируешь ее взлет. Именно этим объясняется присутствие на совещании в Арзамасе генерального директора ОАО "Аэрофлот" Виталия Савельева.

    В последнее время национальный перевозчик активно внедряет информационные технологии на самых разных производственных участках - от нового оснащения самолетного парка до обслуживания пассажиров в соответствии с высочайшими международными стандартами. Правда, речь идет прежде всего о передовых заимствованиях из-за рубежа и в гораздо меньшей степени - о собственных разработках.

    Между тем зарубежные конкуренты не дремлют. Немало тратят на НИОКР, например, европейские гиганты - Air France и Lufthansa. Неизвестно, чем закончатся популярные ныне на Западе эксперименты с биотопливом. Но в целом эксперты признают: проблема создания более чистых и эффективных двигателей уже встает перед мировой авиацией в полный рост, перевозчикам необходимо теснее сотрудничать с учеными и инженерами.

    С 2011 года крупнейшая российская авиакомпания переводит инновационную деятельность на систематическую основу. Разработана Концепция программы инновационного развития. Советом директоров ОАО "Аэрофлот" одобрен План работ по внедрению инновационных решений и участию в НИОКР на 2011-2013 годы. Утвержден общий бюджет на эти цели на 2011 год в размере 128 млн рублей. Объем средств, выделяемых на разработку инновационных решений, в течение 5 лет возрастет до 0,3-0,4 процента от оборота компании.

    Вместе с тем концепция и план работ по внедрению инновационных решений и участию в НИОКР будут актуализироваться. Так, в них будут внесены определенные коррективы по итогам заседания президентской комиссии в Арзамасе.

    "Аэрофлот" стал первым присоединившимся участником Технологической платформы "Авиационная мобильность", задача которой - выступить средством коммуникации и интеграции в рамках разработки и внедрения инновационных решений в авиационной отрасли. Генеральный директор ОАО "Аэрофлот" вошел в Наблюдательный совет этой новой структуры.

    И, конечно же, приходится думать о молодых кадрах - тех, кому концепции, кажущиеся сегодня фантастическими, завтра придется внедрять в жизнь. Инновационным подходам будет учить Авиационная школа, которую "Аэрофлот" создал и готовится открыть в феврале.

    Поделиться