Новый год преподнес ставропольцам неприятный сюрприз - цена проезда в троллейбусах с первого января поднялась на один рубль и составила 11 целковых.
Повышение небольшое, но оно ощутимо ударило по карманам малоимущих, студентов и пенсионеров, которые раньше предпочитали троллейбусы из-за разницы с маршрутками в два рубля. Представители общественности организовали пикетирование троллейбусного парка с требованиями "Верните рубль!", "Троллейбус - народный транспорт". Власти города услышали глас народа и с первого февраля вернули первоначальную стоимость проезда в "рогатых", увеличив бюджетные компенсации транспортному предприятию.
Как объяснили в администрации Ставрополя, в конце прошлого года тариф на проезд в электрическом транспорте поднялся до 14 рублей, а себестоимость перевозки - до 17. Однако на карманах пассажиров это не сказалось - ставропольцы вплоть до Нового года платили 10 рублей, а потом перевозчики добавили к давно не менявшемуся тарифу рубль, остальные три возмещал городской бюджет. Теперь казна будет компенсировать все четыре рубля разницы. Дотации по этой статье расходов составят около 12 миллионов рублей.
- Надеемся такую стоимость поездки сохранять как можно дольше, - прокомментировал ситуацию глава Ставрополя Николай Пальцев. - Главная причина востребованности троллейбусов - их ценовая привлекательность по сравнению с коммерческим транспортом. Мы для того и возвращали троллейбусный парк в муниципальную собственность, выкупали его у частников, чтобы незащищенные категории горожан могли пользоваться этим видом транспорта. А с работой самого предприятия будем разбираться. Оно должно эффективнее использовать бюджетные деньги, находить внутренние резервы для развития, а не перекладывать свои затраты на плечи мало- имущих.
В самом троллейбусном предприятии рост тарифов объясняют увеличением стоимости электроэнергии и необходимостью повышения зарплаты сотрудникам, которая оставалась низкой на протяжении нескольких лет. Чтобы удержать кадры, администрация троллейбусного парка вынуждена была поднять базовую тарифную ставку рабочего первого разряда с полутора до трех тысяч рублей. Это повлек-ло за собой почти двукратное увеличение фонда заработной платы.
По словам Николая Пальцева, город также продолжит реализацию социальной программы по льготным проездным. Для семи категорий льготников цена на них осталась прежней и фактически составляет не более трех рублей за одну поездку. Для четырех категорий проезд в троллейбусе бесплатный. Из бюджета города предприятие, как и раньше, будет получать компенсацию выпадающих расходов от продажи льготных проездных для 11 категорий граждан. В 2010 году на эти цели было потрачено более 20 миллионов рублей.
А вот в Черкесске как раз с первого февраля проезд в общественном транспорте подорожал. Отныне стоимость поездки в троллейбусах и автобусах столицы Карачаево-Черкесии составляет 11 рублей против 10 прошлогодних. При этом рентабельность электрического транспорта обеспечивается при стоимости поездки не менее 14 рублей.
По информации мэрии, рост цен связан прежде всего с необходимостью увеличения зарплаты работникам транспортных предприятий: если за последние полтора года средняя заработная плата в Черкесске выросла на 15 процентов, у сотрудников троллейбусного управления она за это время не поднялась ни на рубль. Городские власти намерены с первого апреля увеличить оплату труда транспортников. Кроме того из бюджета города решением гордумы выделено 1,5 миллиона рублей на ремонт старых троллейбусов.
Самая низкая стоимость проезда в троллейбусе из всех регионов Северного Кавказа, где есть этот вид транспорта, в Махачкале. Здесь пассажиры горэлектротранспорта до ноября прошлого года платили всего семь рублей. Однако "рогатые" не выдерживали конкуренции с маршрутными такси, которые доставляют пассажиров практически в любую точку города и стоили немногим дороже - 10 рублей.
В декабре махачкалинские водители маршрутных такси устроили двухдневную забастовку, требуя поднять плату до 13 рублей. И теперь жители республики тратят за этот основной вид общественного транспорта на 30 процентов больше. Поэтому было принято решение снизить стоимость проезда в троллейбусе до пяти рублей. Соответственно понизилась цена и на проездной билет - с 300 рублей до 250. Впервые введен проездной билет для студентов, стоимость которого 100 рублей. Однако, несмотря на такие меры, троллейбусное сообщение по-прежнему проигрывает маршрутным такси в охвате территории Махачкалы. На почти миллионный город приходится всего несколько маршрутов горэлектротранспорта.