09.02.2011 16:07
    Поделиться

    На высокогорном участке Транскама будут возведены два важных объекта инженерной защиты автомагистрали

    Специалисты одного из ведущих предприятий российской строительной индустрии приступили к работе по капитальному ремонту Рокского перевального тоннеля на Транскавказской автомагистрали.

    Транскам - самая короткая дорога, соединяющая Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока. Ее еще именуют в регионе "дорогой жизни", поскольку это единственная транспортная артерия между Россией и Южной Осетией. И "сердцем" стратегической федеральной автотрассы, несомненно, является Рокский перевальный тоннель. Сложнейшее инженерное сооружение, построенное еще в советские времена и за почти три десятилетия эксплуатации не знавшее капитального ремонта, пришло в аварийное состояние. Со всей очевидностью это проявилось во время недавней пиковой нагрузки на тоннель в августе - сентябре 2008 года, когда между Россией и Южной Осетией следовали тысячи единиц военной техники и машин с людьми и гуманитарными грузами.

    Министр транспорта РФ Игорь Ливитин и руководитель "Росавтодора" Игорь Белозеров приняли тогда решение о безотлагательной реконструкции Рокского тоннеля. При этом проектировщикам было необходимо решить главную и сложнейшую задачу: обеспечить во время реконструкции бесперебойное функционирование Транскавказской автомагистрали.

    - Объект был включен в федеральную целевую программу "Дороги России" на 2010-2015 годы. В начале нынешнего года специалисты строительной фирмы, выигравшей тендер, приступили к первому этапу работ, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник ФГУ "Управление ордена "Знак Почета" Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" Гайоз Макиев. - Чтобы начать реконструкцию основного тоннеля, для пропуска транспортных средств будет подготовлена существующая параллельная штольня. Предстоит расширить ее до пяти метров, поднять свод до высоты, позволяющей проходить большегрузным фурам.

    По словам Макиева, горно-проходческий комбайн уже отработал более 40 метров штольни. Вскоре к работе подключится второй такой же комбайн, что позволит удвоить скорость проходки. Вместе с тем существуют глубоко армированные участки штольни, на преодоление которых потребуется значительное время. Всего же, по плану, на подготовку штольни к пропуску транспортных средств понадобится около года.

    Ширина штольни сделает возможным пропуск легковых машин одновременно в обоих направлениях, а вот большегрузы будут проводить через нее в реверсном режиме: партия машин с севера - партия с юга. Для этого на обоих въездах установят светофоры, задействуют диспетчерские службы.

    Таким образом, к началу 2012 года должны быть созданы условия для начала реконструкции Рокского тоннеля. Предстоит восстановить его гидроизоляцию, заменить электрическое и вентиляционное оборудование, уложить новое покрытие дорожного полотна. После ввода в строй отремонтированного тоннеля, намеченного на 2015 год, заботиться о бесперебойном режиме работы "сердца" Транскама будет команда, в которую войдут более ста специалистов служб транспортной и пожарной безопасности, мастеров по эксплуатации инженерного оборудования, диспетчеров.

    Как рассказал Гайоз Макиев, наряду с реконструкцией Рокского тоннеля, за предстоящие три-четыре года на высокогорном участке Транскама будут возведены еще два важных объекта инженерной защиты автомагистрали от губительного воздействия опасных геологических и метеорологических процессов. Ведь только на наиболее лавиноопасном девятикилометровом участке перевальной дороги - от Чертова моста до Северного портала Рокского тоннеля насчитывается по обе стороны более 200 лавинных очагов, представляющих угрозу для участников движения.

    Поэтому в самом начале этого участка начато строительство 300-метрового противолавинного сооружения, которое позволит машинам без проблем миновать сразу пять опасных очагов возле Чертова моста. На 300 метров длиннее в северную сторону станет и действующая на 90-м и 91-м километрах Транскама противолавинная галерея, что также повысит степень защиты. Общий объем финансирования капитальных работ из федеральной казны на следующее пятилетие оценивает- ся более чем в 20 миллиардов рублей.

    Кстати

    В последних числах января Транскам был вновь закрыт для проезда большегрузного транспорта из-за снега, выпавшего в высокогорных районах, ограничение не распространялось только на легковой транспорт. Меньше чем за сутки движение все же удалось восстановить. В прошлом году Транскавказская магистраль из-за обильного снегопада и схода лавин закрывалась несколько раз.

    Поделиться